Об открытости и праве на ошибку в ”Сколково”

Фото:3dnews.ru

Как обеспечить будущим предпринимателям право на ошибку? Как определить, в чем заключается успех инициативы? Именно эти два вопроса преследуют создателей иннограда Сколково.

Как пишет в “Ведомостях” Валерий Якубович, профессор менеджмента бизнес-школы Вортон Пенсильванского университета, одно из важнейших условий для развития Сколково, — открытость предпринимательской сети для широкой общественности.

Вопросы об ошибках

И Чубайс, и Шварценеггер были заряжены оптимизмом. Тем не менее, публику, собравшуюся 20–21 октября в Сан-Франциско на мероприятии Российско-американского делового совета под девизом “От Кремниевой долины до Сколкова: партнерство в сфере инноваций” не покидал скептицизм. Особенно ярко он проявился в вопросах к россиянам, в первую очередь — к главе фонда “Сколково” Виктору Вексельбергу:

Как обеспечить будущим предпринимателям право на ошибку?

Бесспорно, высокотехнологичное предпринимательство предполагает высокий риск. Потери частных инвесторов — это исключительно их дело, а вот как быть с деньгами налогоплательщиков? В США, к примеру, это предмет повышенного внимания конгресса и правоохранительных органов; о требуемой отчетности и говорить не стоит.

Если за предпринимателями — участниками “Сколково” — открыто признают право на ошибку, проект привлечет к себе самое пристальное внимание предпринимателей-жуликов, которые только и ждут, чтобы распиливать бюджет с помощью “ошибок”.

Как определить, в чем заключается успех инициативы?

На самом деле это продолжение первого вопроса. Допустим, за индивидуальными предпринимателями в “Сколково” добьюся права на ошибку — тогда проект, скорее всего, будет крайне успешным. Но что такое “успех”? Как определить его критерии?

Открыться общественности

Вексельберг ответил: конечные цели и параметры проекта будут меняться; конечный продукт и вовсе будет заметно отличаться от того, что предлагается сейчас. То есть в России планируют создать некую предпринимательскую среду, чтобы она функционировала без помощи фонда (он, следовательно, по мере исчерпания своей функции отомрет).

В то же время “предлагать российским налогоплательщикам пойти туда, не знаю куда, и создать то, не знаю что, — дело самоубийственное для лидера любой инициативы”, поэтому Вексельберг заговорил об основных критериях: количество, выручка и доходность прибыльных проектов, количество патентов и т.п.

Как считает профессор менеджмента бизнес-школы Вортон Пенсильванского университета Валерий Якубович, “Вексельберг поторопился”:

“Конечно, предлагаемые количественные индикаторы результативности Сколкова важны. Но не менее важно, как они будут достигнуты. По логике создателей Сколково начнется с посевных проектов, запущенных большими и малыми фирмами и командами пришельцев. Среди наиболее известных глобальных компаний думают открыть там офисы Boeing, Cisco, Nokia, Siemens и др. Ничего нет плохого в том, что в сколковских офисах этих гигантов будут реализовываться прибыльные инновационные проекты. Но рапортовать на основе этого об успехе иннограда Сколково будет преждевременно. Наоборот, постепенно гиганты должны уйти в тень и уступить инициативу индивидуальным участникам посевных проектов, осмелившимся покинуть их теплые офисы и объединиться в новые команды для реализации независимых идей. Такой процесс и будет означать появление самоорганизующейся предпринимательской среды, которую абстрактно обрисовал Вексельберг. Только это не абстракция”.

Что такое социальная сеть? В применении к Сколково это — “совокупность отношений между участниками реализованных там независимых проектов". Ключевую роль в успехе предпринимателей-инноваторов играют результаты исследований экономических социологов, положивших начало изучению сетевых структур в бизнесе — репутация предпринимателя, основанная на его предыдущем опыте, распространяется по таким сетям достаточно быстро и, разумеется, влияет на его возможность участия в проекте в будущем.

Предприниматели могут хранить в тайне свое ноу-хау, но открытость для общественности — очень важная составляющая потенциального успеха Сколково. Нужно знать, кто с кем работает над какими проектами, убежден Валерий Якубович: это

“позволит и участникам проектов, и общественности скорее отличить честных предпринимателей, своими усилиями заслуживших право на ошибку, от тех, кто ищет возможности распилить бюджет".

Возможно, в таком случае прокуратура не будет преждевременно слать запросы в фонд “Сколково” о неудавшихся проектах.

Оригинал статьи — " Ведомости "

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Unova.ru