Нанопуть России
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Что в России можно считать нанопродукцией, окончательно не решено, но в Татарстане уже появилась дорога с нанопокрытием, а РЖД на вокзалах меняет лампы накаливания на светодиоды
Премьер Владимир Путин поручил ведомствам до декабря разработать способы стимулирования внутреннего спроса на нанотехнологичную продукцию, рассказали несколько чиновников, знакомых с содержанием документа: поручение дано после сентябрьского совещания в «Роснано», главным исполнителем назначен Минпромторг.
Рынок нанопродукции в России сейчас — 81 млрд руб., к 2016 г. он должен вырасти до 900 млрд руб.
Для этого работает «Роснано», действуют ФЦП «Развитие нанотехнологичной инфраструктуры» и президентская программа развития наноиндустрии до 2015 г.. Но нет внутреннего спроса, это одна из главных проблем развития нанотехнологий, пишет Минобрнауки в докладе о ходе президентской программы.
Спрос будут стимулировать крупные проекты — в фармации или дорожном строительстве, говорит представитель Минпромторга, но перечня проектов и механизмов стимулирования пока нет.
Нанокритерии
В документе определены четыре типа высокотехнологичной продукции: искусственно созданные нанокомпоненты; содержащая их нанопродукция; нанотехнологичные услуги и продукты без нанокомпонентов, при производстве которых нанокомпоненты использовались; оборудование для наноиндустрии, которое позволяет работать с нанокомпонентами.
Работа ведется по двум направлениям: с крупными компаниями, в том числе с госучастием, и с регионами, объясняет директор департамента программ стимулирования спроса «Роснано» Александр Морозов. С первыми «Роснано» разрабатывает планы совместных действий, стимулирующих внедрение нанотехнологий: например, переход на светодиоды для освещения вокзалов и платформ позволит РЖД сократить затраты на электричество в 8–10 раз, рассказывает он.
С регионами госкорпорация готовит программы стимулирования спроса, продолжает Морозов. Обязанность властей — сформировать нормативную базу на местах, а госкорпорация занимается техническим регулированием и поставляет технические решения. Например, в Татарстане наномодификаторы асфальтобетонного покрытия и композитная арматура увеличивают срок службы автомобильной дороги в 4–5 раз, а затраты на содержание и себестоимость укладки — в 2 раза, говорит Морозов. Есть и другой пример: «Защитные покрытия в трубопроводах, цистернах и различных агрегатах нефтехимической отрасли увеличивают их производительность на 40%».
К декабрю появится программа стимулирования спроса, ее утвердит правительство, надеются в «Роснано».
«Надеемся и на появление в программе поручений министерствам создать нормативно-правовую базу для внедрения нанотехнологий в курируемой ими отрасли и госкомпаниям использовать нанотехнологии», — заключает Морозов.
Прежде чем стимулировать спрос, нужно решить, что считать нанопродукцией, скептичен чиновник Минобрнауки. Необходимые критерии были подготовлены министерством и согласованы с другими ведомствами, есть проект распоряжения правительства (см. врез), но в правительство он не внесен. Появилась идея утвердить их постановлением правительства, статус которого выше, чем распоряжения, объясняет он, но это требует нескольких месяцев на пересогласование. Большинство развитых стран живут без критериев и успешно развивают инновации, не согласен чиновник аппарата правительства. Определение нанотехнологий уже есть в некоторых правительственных документах и этого достаточно для реализации программы, уверен представитель «Роснано».
Стимулировать спрос нужно — это общемировая практика, отмечает первый проректор Высшей школы экономики Леонид Гохберг: «Можно провести технологическое переоснащение здравоохранения или армии». У «Роснано» и Росстата есть классификатор нанотехнологичной продукции, который им помогала разрабатывать Высшая школа экономики с привлечением экспертов, необходимости в дополнительных критериях нет, уверен Гохберг. Классификатор нигде не утвержден, без критериев непонятно, как он разрабатывался, спорит чиновник Минобрнауки, пока есть лишь приказ Росстата, который позволяет считать нанопродукцией «Жигули» со светодиодом.
Смысла в описании критериев и стимулировании спроса нет, считает ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев: если технология нужна на рынке, то спрос на нее будет и так, а роль государства — стандартизировать нанопродукты на наличие вредных эффектов.
В развитых странах стимулирование частного спроса на инновации не так уж распространено — компании сами понимают, что необходимо для успешной конкуренции, отмечает управляющий партнер «Минерва кэпитал партнерс» Дмитрий Цейтлин.
Авторы:
Максим Товкайло, Дмитрий Казьмин
Ведомости 26.10.2010, 202 (2720)
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев