И мука, и наука…

Накануне выступления с Посланием Федеральному Собранию, 29 ноября, президент провёл очередное заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики по вопросам нормативно-правового регулирования инновационной деятельности.

На законе о государственных закупках (94-ФЗ) Дмитрий Медведев остановился отдельно, напомнив, что за 5 лет его действия было внесено 19 пакетов поправок, но проблем они так и не решили.

strf-persone-medvedev300.jpg
Дмитрий Медведев

«Положительный эффект, который достигается при закупках простых и типовых товаров, существенно перекрывается потерями, которые возникают от приобретения инновационной, технически сложной, уникальной продукции», – констатировал президент. По его мнению, в начальный период реализации сложных комплексных проектов «крайне трудно сформулировать все потребности в государственных закупках, вписаться в те процедуры, которые сейчас предусмотрены законом, поэтому необходимо ввести в практику государственных закупок специальные процедуры, которые должны учитывать специфику инновационной продукции».

strf-persone-nabiullina300.jpg
Эльвира Набиуллина

Докладывавшая по теме заседания министр экономического развития Эльвира Набиуллина указала на основную проблему:

«всё законодательство ориентировано на аукционный принцип и минимизацию цены». Министерство, по её словам, предлагает внести следующие изменения в действующий 94-ФЗ:

  • «применять возможность индивидуальных решений Правительства по введению особенностей закупки продукции, в том числе технологически сложной, инновационной, когда появится возможность предквалификации поставщиков, многоэтапности конкурса…»;
  • предусмотреть «возможности использовать в качестве критерия победителя не только цену приобретения, но и стоимость владения»;
  • предусмотреть «возможность заключения в рамках госзакупок офсетных сделок, что важно при особо крупных контрактах на поставку зарубежного оборудования, например, медицинского, другого оборудования» (с учётом норм ВТО);
  • по закупкам НИР «предусмотреть <…> возможность заказчику устанавливать дополнительные требования, повысить его гибкость, но одновременно повысить независимость отбора этих победителей и независимость приёмки результатов научно-исследовательских разработок».

Министр предложила также подумать над вопросом «возвращения неиспользованных средств в конце финансового года госзаказчику». Этот вопрос касается и НИОКР. Эльвира Набиуллина привела пример Франции, где специальная межминистерская комиссия, опираясь на анализ обоснованности «возможности переноса этих остатков, принимает такие решения». Но пока согласованной позиции по этому вопросу у Минэкономразвития с Минфином нет.

Свою позицию по 94-ФЗ Дмитрий Медведев чётко сформулировал в Послании Федеральному Собранию, а 7 декабря поручил правительству

«разработать концепцию новой редакции федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, учитывающую накопленный опыт и отвечающую задачам модернизации и инновационного развития экономики».

Ответственный – премьер-министр Владимир Путин. Срок представления концепции – 1 апреля 2011 года. Её, разумеется, будет готовить Министерство экономического развития (МЭР) РФ. Сжатые сроки вынудят поторопиться и с согласованием концепции в заинтересованных министерствах. Заметим, что подготовленная МЭР ещё в декабре 2009 года концепция поправок в 94-ФЗ так и не воплотилась в законодательную инициативу.

Между тем внесения поправок в Государственную Думу депутаты не только ждали целый год, но и готовили свои предложения. Один из них, член Комитета по экономической политике и предпринимательству Константин Бесчётнов, прокомментировал STRF.ru ситуацию вокруг 94-ФЗ.

strf-persone-beschjotnov300_0.jpg
Константин Бесчётнов:

«Ключевая задача, которую необходимо решить,
 – это обеспечить наличие защищённой и правильно
оформленной, желательно по мировым стандартам,
интеллектуальной собственности в частных руках»

Константин Викторович, почему нужна новая редакция закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд?

  • Закон о госзакупках – это уже имя нарицательное. Кто бы по нему ни работал: государство, заказывая что-то, бизнес, будучи исполнителем, – все уже устали от его неэффективных норм. Да и многочисленные поправки не изменили ситуацию к лучшему. В 94-ФЗ заплатка на заплатке сидит, и нет смысла оставлять его в нынешнем виде. Совершенно точно необходимо разрабатывать новый закон.

На что надо обратить внимание в работе над концепцией новой редакции закона?

  • Очень важно, чтобы в рамках подготовки новой редакции закона, регулирующего отношения в этой сфере, учитывалось мнение профессиональных игроков – тех, кто заинтересован в государственных закупках. Было бы очень хорошо, если разработчики закона получали бы предложения юристов, малого, среднего и крупного бизнеса. Причём я бы сделал акцент на малом и среднем бизнесе, а не на Минэкономразвития, поскольку само министерство часто является заказчиком, и в рамках его концепции собственные интересы могут превалировать. При этом необходимо законодательно обеспечить прозрачность проведения аукционов и справедливую цену – так, чтобы качество услуг не страдало. Сегодня основной фактор – это цена, а вопросам качества уделяется недостаточное внимание. В результате конкурс часто выигрывает тот, кто по качеству «ни в какие ворота не лезет», а по цене конкурирует, но пользоваться его товарами или услугами невозможно, то есть получается абсурдная ситуация. Сбалансированную позицию можно сформировать только в рамках комплексной работы со стороны бизнеса – малого, среднего и крупного – и со стороны государственных структур.

При каких условиях закон о госзакупках заработает в сфере науки, НИОКР?

  • Ключевая задача, которую необходимо решить, – это обеспечить наличие защищённой и правильно оформленной, желательно по мировым стандартам, интеллектуальной собственности в частных руках. Сегодня в рамках федеральных, муниципальных или региональных контрактов интеллектуальная собственность часто остаётся у государства. С одной стороны, государство – это, конечно, мы. С другой – никто конкретно не заинтересован в коммерциализации интеллектуальной деятельности. И, как следствие, произведённый интеллектуальный продукт лежит на полках и очень быстро устаревает хотя бы потому, что кто-то, в том числе за рубежом, патентует эту разработку по всем правилам в частных интересах. Мы же теряем всё, что можем потерять: и сами не используем, и другие нас каждый раз обгоняют. Поэтому

надо сделать так, чтобы создаваемая в ходе НИОКР интеллектуальная собственность оставалась в частных руках – тогда эти разработки будут максимально быстро коммерциализироваться.

Как преодолеть необъективность и коррупционность при проведении конкурсов? Достаточно ли введения электронных аукционов?

  • Электронных аукционов явно недостаточно, потому что в них заложен тот же принцип конкурирования по цене, и мы, опять же, сталкиваемся с вопросами качества. Тем не менее, электронные схемы и схемы торгов через биржи нужны. Работа здесь строится системно, и торги происходят регулярно, то есть вырабатывается некий стандарт, при котором у профессиональных игроков есть возможность конкурировать. Опять же, в рамках биржи, где всё прозрачно и открыто, возникает понятие неквалифицированного игрока, что отражается в начальных условиях контракта и потом приводит к исключению такого игрока из данного вида деятельности. Поэтому, говоря об электронных схемах регулирования рынков, имеет смысл создавать больше биржевых площадок и максимально активно их развивать, выводить весь объём закупок, которые осуществляет государство, на системный уровень и на унификацию – с тем, чтобы создать стандартный продукт, который может продаваться и покупаться регулярно. Тогда через биржевые инструменты можно будет обеспечить справедливую цену.

Будете ли Вы вносить свои поправки в 94-ФЗ, учитывая подготовку новой редакции закона о госзакупках?

  • Разработанные мною поправки в 94-ФЗ направлены на то, чтобы созданная за счёт государственных средств интеллектуальная собственность могла быть передана разработчику и чтобы у государства при этом была возможность бесплатно использовать лицензию на данный продукт. Исключения составляют вопросы, касающиеся безопасности и обороны страны. В ближайшие две недели мои поправки будут внесены в действующий 94-ФЗ – ведь новый закон ещё только предстоит разработать, обсудить и принять. Но если будут какие-то принципиальные корректировки в этой сфере, я имею в виду внесение нового закона, тогда посмотрим, как эти поправки лучше оформить в соответствии с принятой в Государственной Думе процедурой.

Стратегия развития науки и инноваций в России

Автор: Σ Анна Горбатова

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4 (2 votes)
Источник(и):

Strf.ru