Интервью с А.Г. Свинаренко, заместителем Генерального директора ГК «Роснанотех»

Андрей Геннадьевич Свинаренко, заместитель Генерального директора ГК «Роснанотех», рассказал о подготовке кадров для наноиндустрии, об образовательных задачах, которые стоят перед РОСНАНО, о новых проектах и инициативах в сфере образования наноиндустрии.

persone-svinarenko_0.jpg

Андрей Геннадьевич, каким Вы видите специалиста, работающего в наноиндустрии? Какими навыками и способностями он должен обладать? И как Вы оцениваете состояние системы подготовки таких кадров в настоящий момент?

Если говорить об инженерных кадрах для предприятий наноинудстрии, то в первую очередь им нужны специалисты с хорошей фундаментальной подготовкой: образованные биологи, физики, материаловеды, инженеры-химики, инженеры-метрологи. И такую подготовку можно получить в отечественных университетах и технических вузах.

Но этого на сегодняшний день уже недостаточно. Можно обратиться к серьезным зарубежным исследованиям или к нашему собственному опыту: в обоих случаях мы видим, что у этого рынка труда существуют вполне специфические потребности. Рынок нанотехнологий сегодня отчетливо востребует инженеров, которые способны заниматься прикладными исследованиями, а затем еще и осуществлять трансфер разработанных ими технологий в бизнес-среду, он также нуждается в инженерах, обладающих менеджерскими навыками – от управления разработками на предприятии до управления маркетинговыми исследованиями и продвижением инновационной продукции на рынок. Очевидно, что новой экономике, и, в частности, наноиндустрии нужны люди, которые не только обладают глубокими фундаментальными знаниями, чем традиционно отличаются выпускники российских вузов, но также приобретают компетенции, связанные с развитием инновационной экономики.

Еще недавно мы называли такие потребности «опережающими» и ту переподготовку кадров, которой мы занимаемся от лица Корпорации РОСНАНО – тоже опережающей, то есть нацеленной на «завтрашние» нужды компаний наноиндустрии. А затем выяснилось, что большинство компаний, поддерживаемых Корпорацией, заказывают программы и с разработческой компонентой, и с управленческой. Но об этом имеет смысл рассказать отдельно.

В целом же ситуацию в профессиональном образовании нельзя назвать благополучной. На заседании недавно состоявшегося Государственного совета, посвященного приоритетам профессионального образования, Дмитрий Анатольевич Медведев назвал бизнес одним из его «основных заказчиков». Однако бизнес и, шире, рынок труда, все еще не в полной мере реализуют это свое право заказчика. Становится уже почти «общим местом» проблема разрыва между рынком труда и образовательной системой, отсутствие партнерских взаимоотношений между работодателем и теми, кто должен готовить для него высокопрофессиональные кадры.

При этом надо отметить и серьезные сдвиги, которые происходят в образовательной сфере. Государственные проекты по поддержке инноваций и, в том числе те, что направлены на развитие нанотехнологий, позволяют надеяться на то, что ситуация начнет меняться: если пока еще не через содержание вузовских программ, то через инновационную деятельность и переподготовку кадров – растет число малых предприятий при вузах, на недавнем Госсовете названо их количество – 507, прошел конкурс на господдержку развития инновационной инфраструктуры высших учебных заведений, включая развитие инновационного предпринимательства, что предусматривает, в том числе разработку целевых программ подготовки и повышения квалификации студентов, аспирантов и молодых ученых в этой сфере.

Как, на Ваш взгляд, в рамках российской образовательной системы можно решить существующие в данной области проблемы?

В условиях, когда между рынком высоких технологий и системой профессионального образования еще не налажен конструктивный диалог, поиск кадровых решений часто берут на себя работодатели: сами разрабатывают, так называемые, «корпоративные профессиональные стандарты», сами создают образовательные центры, готовят преподавателей для них и ведут программы подготовки, а точнее, переподготовки своих кадров. Это – один из путей решения проблемы «доводки» специалистов для нужд предприятий, но, с нашей точки зрения – не единственный. Корпорация тоже заказывает и поддерживает программы дополнительной подготовки, но с той существенной разницей, что образовательные программы для компаний, которые она поддерживает, заказываются в российских вузах и институтах РАН.

Наш опыт показывает, что вузы в состоянии разрабатывать и вести практико-ориентированные образовательные программы, если работодателем-заказчиком четко и ясно поставлена задача и правильно организован процесс: от формулирования запроса и до оценки результатов. Причем, этот запрос необходимо формулировать не только в виде желаемых квалификационных характеристик выпускников, но и посредством определенных «входных» требований к вузам, претендующим на право готовить кадры для компаний наноиндустрии, например: разрабатывать и вести программу обязательно в партнерстве с другими российскими вузами-лидерами, а также с ведущими зарубежными университетами и промышленными компаниями.

Однако всех проблем, связанных с кадровым обеспечением наноиндустрии, не решить методом доучивания специалистов. Нужны серьезные изменения на базовом уровне – в самой системе профессионального образования. Это станет возможным тогда, когда будут отлажено взаимодействие работодателей и тех, кто готовит для них кадры. И здесь пора переходить от обсуждений к делу: нужна законодательно закрепленная система, которая включала бы в себя наличие профессиональных стандартов (в соответствии с которыми в дальнейшем будут дорабатываться стандарты образовательные) и связанной с ними «системы обязательной общественно-профессиональной экспертизы» образовательных программ, о чем на августовском Госсовете сказал Президент Дмитрий Медведев.

Корпорация РОСНАНО представила свои предложения по новому проекту Закона «Об образовании», который в настоящее время обсуждается и дорабатывается, мы надеемся, что наши предложения будут учтены, и, в частности, поправки к статьям 77, 81 и 84 законопроекта, предусматривающие перевод профессионально-общественной экспертизы основных образовательных программ из разряда добровольной в статус обязательной для вузов, проходящих государственную аккредитацию.

Мы начнем аккредитовать разработанные при нашем участии программы вузов уже в следующем году, сейчас разрабатывается технология этой работы. Но получается, что это – снова инициатива работодателя, и чтобы выйти за рамки только собственных программ, нам будет необходимо опереться на достаточно сильную мотивацию вузов, для которых прохождение такой аккредитации – большая нагрузка и серьезная ответственность. В нашем случае мы полагаемся на опыт взаимодействия с ведущими университетами и техническими вузами, а также на растущий бренд РОСНАНО. Если же говорить о будущем этого направления в стране в целом, то здесь, скорее всего, необходимая мотивация у вузов появится только тогда, когда общественно-профессиональная аккредитация станет обязательным элементом государственной аккредитации, и это, хочется верить, только вопрос времени.

Какие инициативы ведутся специалистами РОСНАНО для подготовки кадров?

Мы выработали вполне эффективный алгоритм образовательной деятельности Корпорации, который, как показывает опыт, позволяет справляться со все нарастающим количеством инвестиционных проектов, нуждающихся в переподготовке кадров, и базируется он, главным образом, на сети российских вузов. Этот алгоритм, вкратце, таков: мы получаем от своих проектных компаний запрос на подготовку кадров, после этого уточняем, кто именно должен быть подготовлен для компании, для каких функций, рабочих процессов и т.п., затем выясняем, какими новыми знаниями и умениями этих людей необходимо вооружить. После этого объявляется открытый конкурс и выбирается лучшее предложение, из тех, что присылают российские вузы и научные институты. Недавно, кстати, было принято решение, что к конкурсам имеет смысл допускать и иностранные университеты.

Упомянутое участие проектной компании как работодателя и фактического заказчика подготовки кадров начинается уже на этом этапе, когда проводится конкурс: они дают свое экспертное заключение на все поступившие заявки и эти экспертные заключения учитываются при подведении итогов наряду с мнением независимых экспертов. Конкурсная комиссия самым серьезным образом относится к выбору проектной компании, определяя победителя.

Из более чем 30 отобранных по конкурсу программ большая часть уже идет, а часть уже даже завершена: прошли переподготовку сотрудники таких проектных компаний как ООО «Вириал», ОАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» и ряда других. Каждая программа имеет свои отличительные особенности и по-своему интересна. Так, к примеру, программа для компании «Вириал» состояла не только в переподготовке специалистов в области керамических и металлокерамических наноструктурированных материалов, но в том, что каждый из слушателей программы в ходе обучения должен был выполнить поисковую, научно-исследовательскую или опытно-конструкторскую работу, направленную на решение производственных задач предприятия. Компания-заказчик сформулировала свои интересы достаточно четко, в результате чего появились разработки трех типов: выводящие производство «Вириала» на новые типы продукции, обеспечивающие технологиям и продукции «Вириала» новые рынки сбыта и помогающие при создании новых материалов и технологий. По одной из разработок подготовлена заявка на выдачу патента РФ.

Кроме программ по нанотехнологиям, в образовательном портфеле Корпорации недавно стали появляться и управленческие программы, к чему, как уже упоминалось, копании проявляют растущий интерес. В частности, по заказу пяти проектных компаний Департамент образовательных программ ГК «Роснанотех» провел конкурс на разработку и реализацию программы профессиональной переподготовки в сфере инновационного менеджмента предприятий, производящих продукцию из наноструктурированных материалов.

Программа рассчитана на переподготовку инженерных работников проектных компаний и состоит из двух основных блоков. Один из них – управленческий, реализуется Академией народного хозяйства при Правительстве РФ (АНХ). Второй, научно-технический блок реализует Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, (ИТМО), ставший недавно Национальным исследовательским университетом.

ИТМО ведет ту часть программы, которая в дальнейшем позволит инженерам пяти компаний РОСНАНО более эффективно разрабатывать технические требования и составлять техническое задание на изготовление и выпуск нанопродукции, комплектовать технологическое и диагностическое оборудование для выполнения производственных задач, проводить патентный поиск и оформлять заявки на технологию производства и продукцию из наноструктурированных материалов. Времени у вуза мало: на все три модуля, которые там проводятся, приходится всего полтора месяца, поэтому программа ИТМО, как и все остальные образовательные программы РОСНАНО, основана на интенсивных образовательных технологиях, сочетающих теорию и практику. Так, за шесть недель, отведенных на учебу в ИТМО, слушатели программы выполнят 18 лабораторных работ, включая 3 виртуальные, поработают в 15 практикумах и будут участниками 12 мастер-классов на современном оборудовании. Первый модуль программы состоится в середине октября.

Те «входные» требования к вузам, о которых говорилось выше, надо сказать, ими соблюдаются: в наших программах участвуют зарубежные университеты и компании, например, Пермский ГТУ сотрудничает с университетом им. Отто Герике и Техническим университетом «Горная академия» /Германия/, Рыбинская авиационно-технологическая академия, сотрудничает со специалистами из Швейцарии, Израиля, Польши, Германии, которые ведут часть курсов на программе, Уральский государственный технический университет, запланировал 8 зарубежных стажировок.

Мы также требуем от вузов использовать все имеющиеся в России и за рубежом ресурсы, включая самое современное оборудование, обеспечить, если нужно, подготовку команд инженеров и управленцев, или группы разработчиков новых технологий, материалов и видов продукции, которые будут выводить компанию на новые типы продукции и новые рынки сбыта, включать учебные модули по инструментам инновационной экономики, по методам коммерциализации идей и технологий и т.д., и все это появляется в наших с ними программах. Оговоримся, что выдвигая так много требований в адрес вузов, мы также оказываем им всестороннюю поддержку: уже провели три специальных обучающих семинара для преподавателей сотрудничающих с нами вузов, каждую программу курируют и консультируют сотрудники департамента образовательных программ РОСНАНО, в октябре и ноябре состоятся две совместные зарубежные стажировки для сотрудников производственных компаний и вузовских преподавателей.

Еще одно, относительно новое для нас направление работы – это продвижение технологий, разрабатываемых и используемых нашими проектными компаниями, через учреждения профессионального образования. Начинается ряд пилотных проектов, в которых мы апробируем различные механизмы продвижения нанотехнологий. В первую очередь речь о создании на базе ведущих профильных вузов учебно-технических центров подготовки специалистов в области применения технологий, используемых проектными компаниями и эксплуатации их продукции. Такой центр мы создали в Рыбинске и планируем сейчас поддержать также в Томске и Уфе. Второй механизм – использование информации о наших технологиях в образовательном процессе в профильных вузах. Третий – проведение семинаров, школ, мастер-классов для преподавателей естественно-научных и инженерно-технических специальностей вузов: чтобы и преподаватели и, через них, студенты – будущие инженеры – знали как можно больше о наших технологиях и разработках.

Пожалуй, говоря об инициативах РОСНАНО, стоит отметить и то, что департамент образовательных программ не ограничивается сотрудничеством с вузами. Мы исходим из того, что целенаправленная работа по подготовке кадров для наноиндустрии должна начинаться гораздо раньше, а именно со школьной скамьи. Один из наших образовательных проектов, «Лига школ Роснано», направлен на разработку и апробирование качественно иного подхода к преподаванию естественных наук в российских общеобразовательных школах. В первую очередь, речь идет об изменении содержания, технологий и методов естественнонаучного образования в школе, переход от «многопредметности» к применению междисциплинарного подхода, о внедрении исследовательских и конструкторских разработок в процесс обучения уже на школьном этапе обучения. Подобные изменения в образовательной программе требуются, прежде всего, для формирования нового поколения кадров для современной наноиндустрии, обладающих как теоретической базой, так и представлениями о практическом применении знаний. На начальном этапе реализации проекта будет отобрано около 20 школ в различных регионах России, готовых к инновационным изменениям в образовательном процессе, в первую очередь в преподавании блока естественных дисциплин. Разрабатываемый в проекте подход позволит максимально приблизиться к мировым тенденциям развития образования. После окончания школы ребята будут иметь системное представление о том, что такое современные высокие технологии и как функционирует научный мир. Кроме того, учащимся будут объясняться азы современного технологического предпринимательства, что позволит им уверенно ориентироваться в современной инновационной экономике.

www.portalnano.ru
фото: www.rusnano.com

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

Portalnano.ru