Андрей Зотов, ADJ Consulting: Нужно строить инноград от Калининграда до Владивостока

Станет ли Сколково тем местом, где стартаперы, инноваторы и венчурные инвесторы смогут комфортно работать? Управляющий партнер ADJ Consulting Андрей Зотов уверен – такой задачи добиться можно, но без искусственной подпитки этот «городок на стероидах» не выживет.

Государству стоит сконцентрироваться на реформе образования и науки, создании благоприятной правовой среды по всей стране, переменах в общественном настроении.

Наука должна стать престижной. Тогда в нее устремится большая часть населения, а значит, вероятность выявления гениев, а затем их долгой плодотворной работы над инновациями, станет более высокой. Если идти от общего к частному, то спрос определяет предложение. Какие могут быть источники спроса на инновации?

Если государство считает науку приоритетной, то оно вкладывает деньги в фундаментальные исследования. Такие инвестиции обеспечивают долгосрочную конкурентоспособность страны. Примеры: деятельность DARPA в США, государственное фондирование энергосберегающих НИОКР в Евросоюзе.

Если экономика работает на принципах открытой конкуренции, то рано или поздно технологические преимущества становятся настолько важными для бизнесов, что появляются корпоративные исследовательские центры. Примеры: исследовательский центр Xerox в Пало-Альто, исследовательский треугольник IBM в Северной Королине, лаборатории Hewlett Packard.

Если государство считает научно-технический прогресс своим приоритетом, оно создает условия для привлечения лучших преподавательских кадров в свои университеты. Пример: в университете Шеньчженя ведущие зарубежные ученые получают трехлетние контракты, высокую оплату, право самостоятельно формировать программу обучения, постоянно прикрепленных переводчиков, бесплатную виллу с обслуживающим персоналом, и право приглашать ассистентов со всего мира, без визовых ограничений.

Если государство поощряет малое инновационное предпринимательство, то оно принимает на себя риски инкубирования новых бизнесов, создает поощряющие условия для начинающих технологических предпринимателей, разделяет риски венчурных инвесторов. Пример: программа инкубирования инновационных бизнесов в Израиле, деятельность РВК в России.

Это только часть примеров, существует еще успешный опыт Индии, Ирландии, Бразилии, каждый по-своему показательный, принесший свои результаты… На мой взгляд, это говорит, что инновационная экономика появляется в результате длительного и стабильного действия поощряющих и поддерживающих факторов, создаваемых государством. Если Власть будет создавать и поощрять спрос на высокотехнологические разработки, то в долгосрочной перспективе может (но, увы, не обязан) возникнуть постоянно действующий институт фундаментальных исследований и отраслевых разработок. Если задать условия, в которых экспорт «сырых» материалов станет менее выгодным, а продуктов их переработки – более прибыльным, то мотив к созданию инновационных исследовательских центров может возникнуть даже у сырьевых компаний.

А начинать все нужно, на мой взгляд, со школьного образования, качество которого должно быть таким, чтобы мало кому хотелось отправлять детей в частные или зарубежные школы. Параллельно, изменения необходимы в университетах: они не только должны готовить молодых людей, способных заниматься наукой. Университеты должны стать центрами научно-исследовательских работ (НИР) по заказам государства. При нынешнем состоянии дел, это потребует отдельных и немалых усилий. Но это реальная задача для богатого государства. Желательно, чтобы и общество работало в том же направлении – создавало отношение к системе образования, которое мотивирует на занятия наукой, ценило науку, считало ее престижным делом. Это задача отдельного PR, которая сейчас в России вообще не решается. Но мы должны понять: только если подобная атмосфера (в государстве, экономике, обществе) сложится, да еще заработает по-новому система образования, то все большее количество людей начнет создавать научный, инновационный продукт. Но не сразу!

Попытка огородить какую-то территорию, построить «город Солнца», скорее закончится не созданием «Силиконовой долины», а появлением научной резервации: светила науки могут за большие деньги работать в ней, но она не станет их домом, нужная питательная среда для роста отечественной научной элиты так и не появится.

Опыт показывает, что нельзя создать элитное научное или учебное учреждение в «не элитной» стране, хотя, конечно, вкладывая большие (не свои!) деньги, можно эмулировать его существование довольно длительное время.

Теоретические, целью этого проекта могла бы стать обкатка законодательных мер по поддержке науки. Правда, в интернете и в прессе уже заданы простые вопросы, позволю себе повторить:

Почему надо такой эксперимент проводить именно и только в ОДНОЙ географической локации?

Если мы хотим получить опыт создания инновационных центров, то зачем его нарабатывать заново (что, снова мы – «в отдельно взятой стране»)? Почему не используется опыт тех стран, которые худо-бедно, но инновационные задачи решали?

Почему не становится объектом громогласной, во всех СМИ, раскрутки поддержка Властью той научной база, которая уже есть – Дубна, Академгородок, Пущино, Черноголовка, Саров и прочие наукограды?

На самом деле, любые деньги, которое государство выделяет на поддержку ученых, это хорошо. Любые средства, любые поощряющие законы и правила. Но хорошо бы этим и ограничиться, не слишком вторгаясь в расстановку кадров («этим вопросом займется лично <ученый, промышленник, олигарх> – подставьте правильное») или определение научных приоритетов («мы выбрали нано…»). Не любое внимание власти к науке – позитив (даже не хочется напоминать о животворном учении Академика Лысенко и кибернетике – продажной девке империализма).

Если средства на создание еще одного научного городка выделяются, значит, власти об инновационных приоритетах заботятся. Но то, как они думают, какова компетенция и чем определяется мотивация лиц, принимающих решение о «наукограде на стероидах» – разговор особый.

Ругать их за этот проект не правильно, правильно – хвалить. Но и возлагать на проект какие-то надежды я бы не стал. Помните песню: «на Марсе будут яблони цвести»? Нет сомнений, что освоив несметные средства и затратив огромное время, можно добиться цветения яблони на Марсе. Точно так же можно создать один, особый, закрытый, отдельный, специальный городок для инновационной деятельности. Этим мы, несомненно, покажем, что собранные в одном месте (неважно, какими средствами) ученые могут получать результаты. Но разве это заранее не очевидно? Мы это уже неоднократно доказывали, под чутким контролем коллег товарища Берия.

Нужно-то нам повысить конкурентоспособность всей державы, а для этого следует создавать условия для роста инновационной деятельности от Калининграда до Владивостока. Вот о чем можно было бы помечтать (включая, но не ограничиваясь, не в порядке важности, и вообще, уж извините, на уровне интуитивно понятных идей):

  • Преобразование системы образования в конкурентоспособную на мировой арене;
  • Расширенное финансирование фундаментальных исследований;
  • Создание благоприятных условий для производства и применение наукоемких изделий и высоких технологий;
  • Фискальные льготы и преференции для приоритетных форм деятельности, а не отдельно взятых корпораций;
  • Массовое инкубирование инновационных бизнесов по всей стране;
  • Создание социальных условий для роста престижности научного труда;
  • Поощрение зарубежных ученых к научной и преподавательской деятельности в России.

Автор публикации:
Андрей Зотов, к.т.н., Управляющий Партнер ADJ Consulting, специально для UNOVA и газеты Акция.Карьера

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

UNOVA