Александр Туркот: «Открытость — один из основных принципов Сколково»

Исполнительный директор Кластера информационных технологий Инновационного центра фонда «Сколково» Александр Туркот рассказал о принципах экспертизы проектов, расчете на спин-офф компании и планах разработки концепции IT-кластера.

unova-persone-turkot.jpg

Об открытости и праве на ошибку

Мне хочется надеяться, что так называемое «право на ошибку» будет существовать. Есть достаточно серьезная политическая воля, которая анонсируется таким образом, — основной задачей Сколково не является быстрое зарабатывание денег. Более того, Сколково как фонд — это некоммерческая организация.

Задача Сколково — создание условий для развития инновационных проектов. Эти проекты должны развиваться и доходить до стадии собственной коммерциализации.

Этот вектор — государственная воля — для меня является на сегодняшний день залогом успеха. Будут ли возникать претензии со стороны Генпрокуратуры и Госдумы? Заведомо будут. Под каким уровнем увеличения под микроскопом будут находиться те проекты, которые субсидируются из государственных средств, я вам сказать не могу, но уверяю вас, что этот уровень будет заведомо серьезным.

<…> Один из основных принципов Сколково — открытые регламенты и процедуры, через которые проходят проекты в Сколково — от номинаций на грант, номинаций на софинансирование или номинаций на статус участников проекта Сколково, который дает налоговые льготы. Эта процедура, с одной стороны, внятно формализована и понятна. Естественно, она будет выставлена и предложена к обсуждению бизнес-сообществом, в частности, венчурным сообществом — предположим, какие-то вещи сегодня не заложены, но мы постараемся трансформировать это дело должным образом, хотя это не совсем моя личная компетенция.

При этом для участия в отборе, фильтрации, поддержке правильных, корректных проектов есть несколько факторов. С одной стороны, как вы знаете, в Сколково есть несколько советов. Это международные советы, и людей, которые вошли в их состав, крайне сложно обвинить в какой-либо ангажированности даже какому-то одному институту развития. Собственно, я не думаю, что кто-то из нобелевских лауреатов или из людей, представляющих серьезные компании, будет готов поставить свою подпись под проектами, которые являются профанацией.

С другой стороны, с точки зрения инвестиций — Сколково не будет ни при каких условиях стопроцентным инвестором ни в один проект. Оно всегда будет привлекать партнеров из числа либо крупных компаний-мэйджоров — Cisco, Intel, Google, Microsoft. Их экспертиза должна служить залогом того, что проекты находятся на достаточном уровне развития. С другой стороны, будут привлекаться венчурные фонды и институции, которые своей экспертизой рискуют деньгами. То есть венчурные фонды, которые готовы инвестировать в проект свои деньги, разумеется, после нашей проверки и фильтрации. Так мы планируем поделить риски того, что через наше сито будет проходить неинтересные и неправильные проекты.

О российских наукоградах до Сколково

Дубна и Зеленоград — не совсем то, что мы имеем сегодня. Те территории развивались по принципу ОЭЗ — это другая история. При этом я не считаю ни Дубну, ни Зеленоград, ни новосибирский Академгородок провальными проектами. Они, может быть, не преуспели на 100% — ожидания были несколько преувеличены, — но они привнесли достаточно серьезные вещи, свой подход. Самое главное, что это уже было отработкой модели.

Уникальность Сколково в том, что оно находится близко к Москве. Мы понимаем, что для людей из регионов переезд в Москву сравним, наверное, с переездом москвича в Силиконовую долину. <…> С другой стороны, здесь есть комплексный подход. Планируется привлечение серьезного числа трендсеттеров индустрии — крупных игроков, которые, собравшись в одном месте, могут произвести кумулятивный эффект — такой, что люди действительно смогут хорошо поработать в этой среде.

Об инженерах, которые будут уходить из лабораторий и делать свои стартапы

Мы действительно рассчитывает на это. Это работает именно так — люди, дошедшие до определенного уровня технической карьеры, предпочитают затем собираться вместе и работать самим. Наличие лабораторий и R&D-центров крупных компаний — это только одна из составляющих. Наш план — в том, что из Cisco и других мэйджор-компаний будут сформированы некие спин-офф компании, которые, в свою очередь, будут существовать отдельно от российских предприятий или венчурных российских фондов и самих мэйждоров. Эти отдельные компании будут работать над отдельным идентифицированным интеллектуальным продуктом, а не просто разрабатывать еще одну ножку у чипа для Intel или еще один закрылок для Boeing.

Об инфраструктуре

Важно понимать, что это город, а не технопарк. Когда мы говорим о 15 тысячах на первом этапе, мы говорим о 15 тысячах жителей. То есть это люди, которые будут жить в Сколково семьями, лечиться в поликлиниках, есть в ресторанах, их дети будут ходить в детсады и т.п. Ну и если человек живет в Москве и имеет свое жилье, — ему до Сколково будет доехать не слишком сложно.

Те, кто захотят, разумеется, смогут там купить жилье. Но в первую очередь оно будет предоставляться сотрудникам, которые получили статус участников проекта. Проекты, которые будут жить и развиваться в Сколково, будут иметь некую квоту жилья. Они смогут приглашать не только сотрудников с периферии, но и из-за границы. Мы рассчитываем на то, что приедут молодые люди из-за рубежа, что будут приезжать профессора читать лекции. Это живое муниципальное образование — это не технопарк.

Кроме того, Александр Туркот ответил на несколько вопросов UNOVA.

На какие сферы ИТ планируется сделать ставку в Сколково?

Это очень серьезный вопрос — это то, что называется “концепция кластера”. Мы сейчас занимаемся разработкой такой концепции. Направление IT в Сколково обсуждается — естественно, что всю сферу IT объять невозможно. Сейчас обсуждение на уровне подготовки некоторого документа в нашем кластере. Затем это будет рассматриваться на ученом совете с привлечением вузов, финансовых институтов и инвестфондов, мэйджор-компаний и других участников проекта. Этот план будет согласован и опубликован к февралю-марту. Пока есть некие безусловные вещи, которые идет заведомо находятся в этом форсайте, — в частности, медицинские технологии с точки зрения IT, образовательные технологии с точки зрения IT и тому подобное. Есть какие-то вещи, связанные с уникальной российской экспертизой на международном рынке — например, облачные вычисления. Какие-то начальные вещи мы уже начинаем двигать прямо сейчас, но уже в ближайшие пару месяцев концепция на первоначальном этапе будет разработана.

Все понимают под «облачными вычислениями» разные вещи. А что лично вы под этим понимаете?

Речь идет о том, что бизнесу нет никакой необходимости держать у себя определенное количество «недогруженного» железа и покупать лицензии на какой-то программный продукт, который, может, потребуется два раза. Это возможность, во-первых, удаленно где-то разместить свои данные, где-то воспользоваться сервисами, которые предоставляет кто-то другой — то есть минимизировать свои накладные расходы.

Вы говорили о том, что люди из регионов будут переезжать в Сколково. А что касается виртуальности — сохранится ли она?

Виртуальность рассчитана на ближайшие два с половиной—три года, пока Сколково не будет построено. Поэтому отношения с регионами будут построены таким образом, что Сколково можно будет назвать «облачным». В дальнейшем мы надеемся, что виртуальность может сохраниться.

Автор публикации: Никита Величко

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.5 (4 votes)
Источник(и):

Unova.ru



solnext аватар

«Облачное» Сколково )) Посмотрим как оно поможет стартапам…