26 миллиардов распределили по вузам и компаниям

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Подведены итоги второй очереди конкурсов по кооперации бизнеса и вузов. Об успехах и сложностях господдержки по постановлению № 218 рассказал на брифинге 6 октября замминистра образования и науки Сергей Мазуренко.

Своё выступление замминистра начал единственным возможным сейчас образом – с нобелевских лауреатов Андрея Гейма и Константина Новосёлова. Как и сами наши знаменитые соотечественники, Сергей Мазуренко похвалил «систему Физтеха», при которой студенты с ранних курсов вовлекаются в серьёзные исследования. Однако в министерстве расширяют эту систему на другие вузы не совсем так, как завещали Капица и Ландау. Большие деньги выделяются не только на фундаментальные исследования (тот же графен), но и на прикладные разработки для бизнеса – именно в них должны участвовать молодые специалисты.

В качестве инструмента правительством предложены субсидии двух типов – на кооперацию бизнеса и вузов (постановление № 218, 19 миллиардов рублей) и на создание вузовской инновационной инфраструктуры (постановление № 219, 8 миллиардов рублей). Решение о выделении таких денег разовое, и Минобрнауки осваивает полученные средства в быстрые сроки. Конкурсы уже проведены, последние списки победителей появились на официальном сайте программы во вторник, 5 октября (pdf). Уже в среду Сергей Мазуренко представил основные результаты.

На конкурс по инновационной инфраструктуре подано 199 заявок, допущено к участию 197, победило 56, то есть конкурс составил 3,5. Представлено 35 регионов, причём 20 заявок пришлось на Центральный федеральный округ, 8 – на Сибирский, по 7 – на Приволжский и Северо-Западный.

Мы стремимся сделать так, чтобы заявки были одного уровня», – прокомментировал замминистра проблему распределения победителей по регионам.

diagr1_600.jpg Рис. 1. Распределение победителей первой очереди конкурса по кооперации бизнеса и вузов по приоритетным направлениям президентской Комиссии по модернизации.

Как и предполагалось, среди выигравших – 5 федеральных (ФУ) и 20 национальных исследовательских университетов (НИУ). Победители получат до 50 миллионов в год на три года на создание и развитие центров трансфера технологий, управления интеллектуальной собственностью, стимулирования инноваций и т.д. Вот, например, соответствующая программа ГУ-ВШЭ (pdf).

С 218-м постановлением ситуация иная. Интерес со стороны заявителей оказался заметно выше, но до конкурса были допущены лишь 553 из 806 поданных заявок. Победило 112 проектов от 107 компаний и 76 вузов. В числе прочих, деньги дойдут до 25 НИУ и 6 ФУ.

tabl2_600.jpg Рис. 2. Вузы-лидеры по участию в конкурсах кооперации и инновационной инфраструктуры.

По условиям конкурса, деньги для оплаты НИОКР в вузе получает не само учебное заведение, а его деловой партнёр, который должен дополнительно предоставить сумму, равную или большую выделяемой государством. Вдобавок, 20 процентов от такого софинансирования должно идти непосредственно на науку и технологии.

Максимальный размер субсидии от государства – 100 миллионов рублей в год на срок до трёх лет, то есть всего до 300 миллионов. При этом субсидия в год должна быть больше 20 процентов от среднегодовой выручки компании-участника конкурса за три последних года. Возможно, поэтому фактический средний размер субсидии на весь срок контракта составил всего 70 миллионов рублей, менее четверти от максимально возможной суммы. По словам Сергея Мазуренко, «хороший проект можно выполнить и за 30 миллионов», но вот с участниками, требовавшими всего 3–5 миллионов, пришлось расстаться. Тем не менее за счёт крупных участников общий размер «внебюджетки» по конкурсу превысил 20 миллиардов рублей. Государство по итогам двух прошедших очередей отбора вложит 18 миллиардов.

Глава департамента стратегического развития Минобрнауки Игорь Реморенко добавил, что за победителями будет установлен тщательный контроль. Сейчас создаётся электронная система, с помощью которой предприятия и вузы будут отчитываться о кооперации раз в месяц. Запоздало осознав, что за расходом средств будут строго следить, два предприятия сняли свои победившие заявки.

Комментируя напоследок тектонические изменения в структуре финансирования российской науки, Сергей Мазуренко дал журналистам такой совет:

Мы должны грамотно информировать общественность. Очень часто у нас возникают разговоры о недофинансировании того или иного блока науки. У нас сейчас разговор идёт о том, что государство уделяет науке большое внимание. Но научный ландшафт России состоит из нескольких областей. Когда я учился в Физтехе, Капица говорил нам, что есть фундаментальные и поисковые исследования, но наука есть одна. Научные исследования у нас ведутся в разных организациях. Без фундаментальной науки мы тоже не можем обойтись. Сейчас фундаментальные исследования давно ушли от ньютоновских экспериментов, нужны мощнейшие инструменты и установки.

Самые развитые страны в одиночку не справляются с созданием таких установок. Мы принимаем самое активное участие в проекте БАК, в ITER, в проекте лазера на свободных электронах. Это говорит о том, какое внимание уделяется фундаментальной науке. Стоит также задача развивать крупные установки в России – достраивается ПИК в Гатчине. Но сейчас мы говорим про прикладную науку».

По материалам:

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

1. Наука и технологии РФ