Русский Академгородок в мексиканской Энсенаде

За удаленность от мексиканской столицы город Энсенада в штате Баха Калифорния часто называют «мексиканским Новосибирском». Такое название город получил ещё и потому, что здесь самое большое число учёных на 10 тысяч населения.

Только в научно-исследовательском центре по подготовке научных и преподавательских кадров работают около 150 кандидатов наук, а также порядка 500 научных сотрудников. Из них – около 20 российских ученых, а всего в Мексике работают несколько сотен наших учёных", – рассказывает кандидат наук Михаил Шлягин.

В Энсенаде находятся шесть университетов и несколько научно-исследовательских институтов при населении в 500 тысяч человек. «Это – наш мексиканский "академгородок», – продолжает Михаил. Он приехал сюда в начале 90-х годов, когда произошел распад Советского Союза и наука в России переживала не самые лучшие времена.

В те годы в России Михаил, будучи кандидатом наук и работая в физико-техническом институте им. Иоффе Российской академии Наук в Санкт-Петербурге, чтобы выжить и прокормить семью, вынужден был трудиться на четырех работах. Такое физически выдержать было почти невозможно. И когда в 1993 году ему предложили уехать в Мексику и заняться наукой, он тут же согласился. Как и большинство российских ученых, сначала поехал без семьи, так как думал, что едет всего на один год. Однако жизнь рассудила по-своему.

У истоков привлечения российских научных кадров в Мексику стоял видный мексиканский учёный, профессор Мигель Якоман, который в течение 20 лет возглавлял мексиканскую Академию наук.

По его инициативе начали приглашать российских учёных в Мексику, где им предлагались хорошие заработки, в то время как в России они не получали зарплаты более чем по полгода.

Мексиканцы пошли на такой шаг не от хорошей жизни.

На тот период в Мексике с преподавательскими кадрами дело обстояло так, что в университетах на тысячу преподавателей приходился только один кандидат наук. Преподавателями в университетах становились вчерашние студенты, а качество обучения оставляло желать лучшего.

Немаловажную роль сыграло и соседство с США, где наука, высокие технологии и образование стоят на несравненно более высоком уровне. Мексика, закупая у северного соседа высокотехнологичное оборудование, не могло его использовать без квалифицированных кадров.

Чтобы не стать полным придатком США, на государственном уровне было принято решение начать вкладывать немалые деньги в науку и образование.

При мексиканском Национальном Совете по науке и технике (аналог Российской академии наук) был образован фонд поддержки приезжающих в Мексику иностранных ученых.

В рамках специально разработанной программы, после рассмотрения анкеты и утверждения кандидатуры учёного с ним подписывался контракт на один год с возможностью продления его ещё на два года.

По истечении срока институт должен был отчитаться перед Советом, представив результаты деятельности учёного. Если результаты были хорошими, Совет оставлял ставку учёному навсегда.

По мнению российского ученого Михаила Шлягина, причиной массовой «утечки мозгов» за рубеж в немалой степени послужила экономическая ситуация в постсоветской России.

Первое, на что сокращаются расходы во времена кризисов – это наука. Если закрыть все научные институты, то в течение первых пяти лет никто ничего не заметит. А через десять – двадцать лет придется всё начинать с нуля", – делится своими мыслями Шлягин.

Учёный-астроном Сергей Жариков считает, что одной из причин «утечки» научного потенциала из России стал явный переизбыток научных кадров в Советском Союзе.

Только в институте, где я работал, из 600 сотрудников было 150 кандидатов и докторов наук. В то время как в Мексике, например, на 100 миллионов населения приходится всего 150 астрономов«, – рассказывает Жариков. При современной экономике это – нецелесообразно. Сергей считает, что из России уехала самая активная часть учёных, которая в силу экономических условий стала "переизбытком» научных кадров.

В 1991-м году Сергей закончил Казанский университет, кафедру астрономии. До 1999-го года работал в специальной астрофизической обсерватории на Северном Кавказе. Там же защитил кандидатскую диссертацию.

Приехал в Мексику в 2000 году на объявленную вакансию по своему профилю. Сейчас он работает научным сотрудником в институте астрономии.

Российские ученые в Энсенаде уважаемы и любимы, а темы их научных трудов имеют мировое признание.

Андрея Черных пригласили в далекую Энсенаду в 1995 году для создания департамента вычислительной техники в научно-исследовательском центре по подготовке научных и преподавательских кадров.

Спустя пять лет мы его создали. Я сейчас занимаюсь проблемами суперкомпьютеров. Мы пытаемся организовать все компьютеры мира в единый компьютер, – рассказывает Андрей. – Среди моих выпускников – два аспиранта, которые защитились и стали кандидатами наук".

До приезда в Мексику в 1995-м году кандидат наук Нина Богданчикова работала в Новосибирском Академгородке, где не получала зарплату по девять месяцев. Её судьба решилась во время одного международного конгресса. После выступления мексиканского ученого, Нина задала ряд вопросов, которые показались ему очень интересными. Ею заинтересовались и пригласили работать в Мексику.

Сейчас она работает в Институте нанотехнологий и занимается прикладной наукой.

На мой новый проект по мониторингу вируса мексиканское правительство выделило 3,5 миллиона долларов", – говорит Нина Богданчикова.

Во время последней эпидемии нового гриппа А/H1N1 выяснилось, что в Мексике имеется всего четыре медицинских центра, которые могут достаточно достоверно определить тип вируса и его подтип. Все эти центры расположены в Мехико, а за пределами столицы ничего подобного нет.

Это побудило меня написать проект, в рамках которого только оборудования будет закуплено на 2,5 миллиона. Осуществляться этот проект будет в Академгородке в Энсенаде, так как здесь есть и биологи, и нанотехнологи. Этот проект поддержал Генеральный директор национального центра по проблеме СПИДа. Среди прочего, мы планируем мониторинг вируса иммунодефицита человека", – рассказывает Богданчикова.

Вторая часть ее проекта посвящена использованию наночастиц серебра в блокировании вируса.

В рамках проекта планируется разработка и производство для больных диабетом ботинок с наночастицами серебра, которые будут предотвращать развитие гангрены. Надо отметить, что 20% населения Мексики больны диабетом, и случаи ампутации в результате гангрены очень часты.

Михаил Шлягин работает в департаменте оптики. Занимается исследованием использования волокон как распределённых датчиков разных физических полей.

На базе этих исследований он разработал датчик, позволяющий обнаружить утечку нефти из нефтепровода. Разработанный им прибор позволяет в течение двух-трех минут после контакта бензина или нефти с волоконно-оптическим кабелем показать место утечки с точностью до 5 метров.

Образование в Мексике внешне выглядит бесплатным. Но на самом деле это не совсем так. Студенту, поступившему в ВУЗ, государство платит стипендию. По окончании магистратуры, он должен вернуть, затраченные на него средства.

В случае успешного окончания учёбы, половина долга ему списывается. Если выпускник идёт работать в частное предприятие, вторую половину долга он обязан вернуть. Если он идёт в государственное учреждение, то ему не надо возвращать вторую половину долга. В случае выбора дальнейшего образования, выпускнику прощается весь долг.

Однако, если студент, проучившись какое-то время, оставляет университет и не возвращает накопившийся долг, он навсегда лишается какой-либо государственной материальной помощи в будущем. Такая система стимулирует студентов к успешной учёбе.

Имеется существенная разница и в системах получения грантов в Мексике и России. В Мексике эта система исключает любые пути коррупции: получая грант от государства на тот или иной проект, ученые не имеют права ни обналичивать его, ни тем более перечислить в счёт своей зарплаты. За этим ведётся строгий контроль, как со стороны выделяющей средства, так и независимый внутренний контроль, типа институтской ревизии. Кроме того, регулярно приезжает комиссия из центра для проверки документации.

Надо отметить, что в министерстве иностранных дел Мексики имеются гранты для приглашения российских студентов для защиты кандидатских диссертаций.

Кроме того, каждый российский учёный в Мексике, у которого есть грант, предусматривающий оплату стипендии, может пригласить студента из России.

"Что нужно сделать для возвращения научного потенциала на Родину?

Сергей Жариков ответил просто: «Наверное, уже ничего. Нам здесь комфортно: никто из наших учёных в Мексике не имеет проблем с приобретением жилья или автомобиля. В случае необходимости они могут спокойно получить кредит в банке или в автомобильной компании».

Большая часть наших соотечественников имеет мексиканское гражданство.

Тем не менее, работая в Мексике, учёные получили возможность заниматься любимым делом, не беспокоясь при этом о финансовых трудностях.

Для нас очень важно ощущать себя свободными людьми: здесь нет жёсткого научного администрирования, ученый сам выбирает тему для исследования, отчитываясь эффективностью своей научной деятельностью и количеством подготовленных студентов и аспирантов", – заключил наш разговор Михаил Шлягин.

Это даёт нам возможность чувствовать себя достаточно уверено и независимо и в научном, и в финансовом отношении, – заявили все единодушно. – К тому же результаты наших исследований и открытий являются достоянием всего человечества".

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4 (7 votes)
Источник(и):

По материалам РИА-новости