Два года «Роснано»: отчёт и планы Анатолия Чубайса

18 сентября в офисе «Роснано» состоялась встреча генерального директора корпорации Анатолия Чубайса с журналистами ведущих российских изданий. Разговор был посвящен обзору промежуточных итогов работы корпорации, а также планов по её развитию.

Об инвестициях — подробно

Два года прошло с момента создания «Роснано» — структуры, призванной оказать существенную поддержку российской наноиндустрии и почти год — с момента назначения её генеральным директором Анатолия Чубайса. Каковы же промежуточные итоги работы российской корпорации нанотехнологий? Что уже сделано и что ещё предстоит сделать — об этом рассказал её глава на встрече с журналистами в офисе «Роснано».

Вначале Анатолий Чубайс напомнил о целях корпорации, а затем детально, с цифрами в руках рассказал о том, что удалось сделать за прошедшее время, а что — нет.

Миссия «Роснано» заключается в содействии реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, при этом корпорация решает конкретные прикладные задачи — коммерциализацию научных разработок в области нанотеха и помощь в создании российской наноиндустрии. «Роснано» призвана не контролировать всю сферу исследований и разработок в области нанотехнологий в России, а лишь помогать в конкретных инновационных проектах на начальной стадии коммерциализации. При этом срок участия «Роснано» в конкретных проектах составляет до 10 лет, а выход корпорации из вновь созданного бизнеса происходит тогда, когда видно, что возникшая структура может сама стоять на ногах и зарабатывать деньги.

К числу достижений относятся созданный механизм отбора инвестиционных проектов (как его назвал Анатолий Чубайс, «машинка отбора»): начиная с третьего квартала 2009 года «Роснано» вышла на запланированную «проектную мощность» — не менее 15 утверждаемых проектов в квартал (более того, в третьем квартале утверждено 20 инвестпроектов). Всего одобрены 36 проектов с участием корпорации, из них начато финансирование восьми.

Примечательно, что при этом реализуются не только производственные проекты. Начали действовать первый инфраструктурный проект по созданию российского склада высокочистых реактивов и первый образовательный проект (магистерская программа на совместной базе первых национальных исследовательских университетов – Московского института стали и сплавов и Московского физико-технического института). Кроме того, осуществляется и нормотворческая деятельность в обеспечение работы «Роснано».

Что же касается недоработок, то, по словам А.Чубайса, в настоящее время существует своего рода проектный «навес», а именно — большое количество заявок на финансирование проектов надолго застревает на стадии рассмотрения. «Надо будет решительнее говорить «нет» неподходящим проектам», — резюмировал глава корпорации. И ещё одна проблема — недостаточное количество соинвесторов. Сейчас высок удельный вес долгового финансирования и поручительств — он составляет более 50 процентов от сумм, инвестируемых «Роснано», высока и доля неденежных активов, вносимых соинвесторами.

Говоря об инвестиционных проектах, реализуемых при поддержке «Роснано», Анатолий Чубайс представил сводную информацию о них. С 1 апреля 2008 года по 11 сентября 2009 года в «Роснано», поступило 1205 заявок, из которых по пути через «машинку отбора» на входном контроле отсеялось 446, на этапе предварительного рассмотрении научно-техническими и инвестиционными советами отклонено 504 заявки, а на следующем этапе научно-техническим совет и комитет по инвестиционной политике зажгли красный свет перед 219 заявками. В итоге Наблюдательный совет «Роснано», одобрил к запуску 36 инвестпроектов. Общий объём инвестиций в них составляет 93,8 млрд. рублей, а суммарная выручка в российской отрасли нанотеха к 2015 году, как планируется, должна составить 155 миллиардов рублей. Почему в качестве индикатора называется именно 2015 год? Дело в том, что, как объяснил Анатолий Чубайс, именно в этом году Росстат должен предоставить информацию об объёмах производства и реализации нанопродукции в России, через шесть лет объём производства российской наноиндустрии должен составить около 900 миллиардов рублей в год.

Приоритеты корпорации — от наноматериалов до образовательных программ

Переходя к конкретным сферам инвестиционной деятельности «Роснано», Анатолий Чубайс выделил четыре основных приоритетных направления — композитные материалы, оптоэлектроника, солнечная энергетика и медицина и фармацевтика.

Изделия из композитных наноматериалов применяются в авиации, ракетно-космической технике, атомной промышленности — при создании центрифуг для разделения изотопов, автомобилестроении и многих других областях. Значимость этой области наноиндустрии подтверждается цифрам ожидаемых объёмов реализации продуктов с использование композитов — более 20 миллиардов рублей к 2015 голу.

Вторая область — опто- и наноэлектроника. Преимущества использования наноматериалов в этой области заключаются в энергоффективности и долговечности продукции на основе высокотехнологичных разработок. Сейчас «Роснано», группа ОНЭКСИМ и компания OptoGan реализуют проект по созданию высокотехнологичного промышленного производства систем освещения нового поколения на основе полупроводниковых чипов нитрида галлия. Начало выпуска продукции ожидается в декабре текущего года, а выручка компании в 2015 году должна составить 7,4 миллиардов рублей.

В области солнечной энергетики Наблюдательным советом корпорации одобрен проект, направленный на создание высокотехнологичного производства по изготовлению солнечных модулей на базе так называемых технологий «тонких плёнок». Здесь «Роснано», сотрудничает со швейцарской компанией Oerlikon, одним из мировых лидеров в сфере высоких технологий и инноваций, частично принадлежащей группе компаний «Ренова». В настоящее время начато финансирование проекта, выручка от реализации продукции должна составить 10,3 миллиардов рублей.

Наконец, четвёртое приоритетное направление — медицина. Сейчас в особой экономической зоне «Дубна» начато сооружение российского высокотехнологичного производства медицинской техники для каскадной фильтрации плазмы крови — плазмафереза, применяемой, например, при лечении сердечно-сосудистых заболеваний и отравлений.

В основе работы такой техники лежит создание полимерных мембран, «пробитых» на ускорителях заряженных частиц. От других типов мембран они отличаются точным соблюдением размеров пор — отклонение составляет всего несколько процентов, что очень важно для эффективности проведения процедуры плазмафереза.

Социальная значимость этого проекта очевидна: применение каскадного плазмафереза в нашей стране ежегодно позволит предотвращать более двадцати тысяч летальных исходов.

Все перечисленные приоритетные направления основаны на оригинальных российских технологиях, подчеркнул Анатолий Чубайс. Но в то же время надо брать и использовать зарубежные методы — реализовывать трансфер технологий. И такие проекты, использующие зарубежные разработки, тоже поддерживаются «Роснано». В качестве иллюстрации Анатолий Чубайс привёл два примера — финансовый и производственный. В настоящее время с участием российского банка ВТБ и американской группы Draper Fisher Jurvetson (DFJ) планируется создать международный фонд, который будет заниматься трансфером зарубежных нанотехнологий в Россию, ведутся переговоры с восемью потенциальными заявителями проектов фонда. Что касается производственных аспектов трансфера технологий, то здесь наиболее яркий пример — проект по созданию вертикально ориентированного промышленного производства по выпуску оптически компонент схем на базе технологии компании NeoPhotonics (США). Эта компания — ведущий мировой разработчик и производитель оптических приборов на основе фотонных интегральных схем. По словам Анатолия Чубайса, к 2015 голу выручка от этого проекта должна составить 12,2 миллиардов рублей.

Но, как подчеркнул глава «Роснано», главная особенность всех проектов по трансферу технологий в том, что все они должны реализовываться в России — это обязательное условие.

Однако для того, чтобы конкретные технологии нашли своё воплощение в реальной продукции, нужны те, кто сможет воплотить идеи в коммерчески привлекательные вещи — а именно, высококлассные специалисты. Поэтому для «Роснано» особой задачей является участие в формировании кадровой основы наноиндустрии. По словам Анатолия Чубайса, исходя из существующего уровня развития нанотеха в России, для обеспечения производственных нужд отрасли, достижения заданных параметров, потребуется около 800–900 тысяч человек — но эта цифра нереальная. Если же исходить из стандартов мирового хай-тека, то потребность в профессионалах в сфере «нано» будет исчисляться цифрами в 100–150 тысяч специалистов, имеющих высшее образование, подготовленным по новым образовательным междисциплинарным программам.

Сейчас есть три задачи в области образования, которые планируется решать при непосредственном участии «Роснано»: создание инновационных программ опережающей подготовки и переподготовки кадров для наноиндустрии; разработка образовательных стандартов на основе требований рынка труда; наконец, разработка межвузовских и адаптация лучших зарубежных образовательных программ подготовки кадров по инженерным и технологическим специальностям.

В настоящее время при поддержке «Роснано» реализуется первый межвузовский образовательный проект «Международная магистерская образовательная программа МИСиС-МФТИ «Нанодиагностика, метрология, стандартизация и сертификация продукции нанотехнологий и наноиндустрии».

Нанотехнологии в России: личный взгляд главы «Роснано»

Напоследок Анатолий Чубайс поделился личными ощущениями от своей работы на посту руководителя корпорации:

За этот год для меня, можно сказать, открылось множество миров — это касается и науки, и бизнеса. Я посетил все регионы страны и сделал для себя настоящие открытия. Например, откровением стала картина развития инновационной инфраструктуры в таких регионах, от которых мало кто ожидал действительной поддержки инноваций. Оказывается, в России лучший регион с этой точки зрения — Томская область. В ней создаются и технопарки, и бизнес-инкубаторы. Четверть всех жителей Томской области — молодёжь, студенты и научные работники. И этот потенциал был использован. То же самое касается и другого региона-лидера в части инфраструктуры инноваций — Казани».

А вот как оценил Анатолий Чубайс нынешнее состояние российской нанотехнологической сети, которую планируется создать к 2015 году:

Эта сеть в нынешнем её виде ничего, образно говоря, не ловит! Прежде всего, это касается переходов результатов научных работ к бизнесу. Серьёзный научный ресурс ни во что с точки зрения экономики не выливается: это касается и рабочих мест, и конкретного производства. Несмотря на то, что вкладываются деньги, закупается оборудование. Объём продаж — вот самый главный и самый простой способ оценки результатов работы всей наноиндустрии».

С эти жёстким комментарием перекликается рассказ об ещё одном открытии, которое сделал для себя Анатолий Чубайс:

Я изучал модели инноваций в разных странах, отличающихся как экономическим, так и политическим устройством. Конечно, не все они применимы для России, но во всех без исключения моделях — будь то США, Финляндия, Южная Корея — обязательно участие государства. У нас же существующие «проростки» инноваций и деятельность государства находятся в разных плоскостях. Эта проблема, впрочем, понимается и на высшем уровне. Не случайно президент требует изменения нынешней ситуации. И если организовать государственную поддержку инновационному потенциалу — тогда результат будет колоссальный».

Владимир Σ Сычёв


Презентация ГК «Роснанотех»: «Итоги двух лет работы» ( 780Kb)


Опубликовано в NanoWeek,


Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3.3 (7 votes)
Источник(и):

http://www.strf.ru/…ization.aspx?…