А давайте развивать нанотехнологии?!

Алексей Башкирцев

Собрание. Распределяется сельский бюджет.

Председатель: Товарищи, ваши предложения.

Доярка: А давайте купим новый доильный аппарат!

Унылый голос из толпы: А на кой он нам нужен…

Механизатор: А давайте еще один трактор купим!

Унылый голос из толпы: А на кой он нам нужен…

Председатель (обращаясь к владельцу унылого голоса из толпы): Тогда ваши предложения, товарищ.

Унылый голос из толпы: А давайте на все деньги купим воздушных шариков и запустим их в небо…

Председатель (удивленно): Зачем же, товарищ?

Унылый голос из толпы: А на кой они нам нужны…


Нанотехнологиям пророчат большое будущее, но о развитии этого прогрессивного направления в Казахстане, честно говоря, мало кто знает. По крайней мере, те ответственные лица, от которых зависит финансирование науки будущего, кажется, еще не проснулись. Может быть, от своего неверия в светлые умы соотечественников, а может, и от собственной дремучести в этом вопросе. Но тот факт, что Казахстан реально является первой страной, осуществившей прорыв в механохимии (являющейся одним из разделов нанотехнологии) знают единицы. И человек, совершивший невозможное, проживает здесь – в Усть-Каменогорске. Но почему же его голову все еще не украшают лавры международного признания и ему приходится носить терновый венец безразличия к достижениям, которые могли хотя бы в этом вопросе возвысить нашу страну над всеми державами мира?

Главный конструктор ТОО НПО «Инновационные нанотехнологии Казахстана» Алексей Алексеевич Башкирцев (он же ИП «NSB: Сверхизмельчение Башкирцева») уже 22 года занимается разработкой и усовершенствованием метода сверхизмельчения самых различных материалов с помощью собственных мельниц – механоактиваторов. Кандидат технических наук, под руководством профессора В.И. Баловнева закончивший аспирантуру в МАДИ – он даже был лично знаком с Сергеем Сергеевичем Марковым, лауреатом Ленинской и четырех Государственных премий, награжденным орденом Ленина за полет Юрия Гагарина в космос.

В 1995 году по инициативе главы ВКО Ю.И. Лавриненко и главы города Усть-Каменогорска Н.Т. Носикова, при поддержке помощника Президента РК И. Тасмагамбетова и первого вице-премьера В.Л. Метте, метод сверхизмельчения, мельницы и продукция в виде ультрадисперсных порошков были представлены Президенту РК Н.А. Назарбаеву.

Как перекликаются нанотехнологии и мельницы? В одном миллиметре тысяча микрон, в одном микроне тысяча нанометров, а микроскопический размер нанометра соответствует 10 атомам кислорода, расположенным в цепочке. Представить такое сложно, еще сложнее – получить.

Применяя метод сверхизмельчения, Алексей Башкирцев научился перемалывать компоненты до размеров, приближенных к наночастицам.

«Случайно узнав об этом факте, я задумался над получением именно наночастиц, – рассказывает Алексей Алексеевич. – И поводом тому послужил случай, произошедший со мной лет 15 назад. В советские времена я продавал свои мельницы различным организациям, НИИ. Как это было принято в Союзе – оформлялись хоздоговоры, были заказы. В общем, не жаловались. Но в 1991 году все рухнуло. Стал ездить по международным выставкам. Часто даже так было – приезжал в Москву, снимал в подвале помещение, брал адресную книгу и наугад обзванивал НИИ, предлагая свои услуги. Как-то ко мне пришел человек из института черной металлургии им. Байкова. Принес в баночке железо. – «Можете помолоть?» – «Нет проблем». Через день он вернулся, говорит: «Вы помололи до 10 нанометров». Ну, помолол и помолол. Я тогда этому особенного значения не придал. А когда в 2003 году заинтересовался сверхизмельчением, то из литературных источников узнал, что измельчить материал до размера меньше 100 нанометров практически никому не удавалось. Новосибирцы, которые имеют определенный опыт в измельчении, сумели получить частицы в 30 нанометров! Пока это считается лучшим официальным результатом в мировой практике».

Так нужны ли Казахстану перемолотые в невидимую пыль металлы, минералы или растительное сырье? И зачем?

Что такое наноматериаловедение? Нанокристаллические порошки оксидов металлов, керамики, диоксида кремния, применяемые при создании композиционных материалов, полупроводников, сплавов для авиационной промышленности. Цена таких наноматериалов – от 50 до 1000 долларов за килограмм. Как потребитель – это Европа, Китай, Япония. Я могу сделать, но нужен сертификат на продукцию. Как же его выдать, если в Казахстане нет соответствующей лаборатории?

Это еще одна проблема в республике – Президент дал отмашку, Закон об инновациях вышел, ученые готовы действовать, а чиновники отмалчиваются, кормят обещаниями или предлагают финансовую поддержку, которой хватит разве что на ремонт офиса.

Ездил недавно в Астану, – рассказывает Алексей Алексеевич, – при самом благополучном исходе могут выделить 4 миллиона тенге (чуть больше 30 тысяч долларов – ред.). Это максимум. Хотя оснащение одной нанолаборатории потянет на 160 тысяч долларов. Но мы ведь говорим о науке нового века!

Mel_nitsa.jpg Мельница-механоактиватор

Как можно двигать высокие технологии, – возмущается Алексей Башкирцев, – если моему представителю в Астане один чиновник – некоторое время проживший в Штатах – так прямо и сказал: «В Казахстане нанотехнологий нет и быть не может!». Получается – деньги мы на развитие инноваций получим, но то, чем Башкирцев занимается – этого нет и не будет. Вот оно – отношение чиновников.

Но, несмотря на трудности и препоны, ТОО НПО «Инновационные нанотехнологии Казахстана» продолжает осваивать новые технологии в сверхизмельчении, уже есть собственные продукты.

Большую помощь в работе оказывают частные предприниматели, руководство ТОО «Эмиль» в лице С. Быкова и братьев Аберле. На их личные средства в Санкт-Петербурге были приобретены уникальные приборы, проведена капитальная реконструкция производственных помещений. Но возможности их не безграничны.

Одним из инновационных продуктов является цемянка, которая ранее применялась в древнегреческой, древнеримской и древнерусской архитектуре в кладочных растворах и в штукатурке под роспись храмов. Римские акведуки, вечная штукатурка Сикстинской капеллы – это цемянка.

Конечно, современный инновационный продукт не совсем то, что пришло к нам из глубины веков – продукт, полученный Башкирцевым, говоря языком научным, является наноструктурированной цемянкой, навечно срастающейся с основой, на которую ее нанесли.

Цемянке не страшны время, морозы, сырость. – рассказывает Алексей Алексеевич. – Сейчас продукт проходит исследования на воздействие кислот. Учитывая то, что цемянка обладает уникальными свойствами, ее цена в пять раз ниже стоимости любой фасадной краски.

Конечно, это не всё – в данный момент Алексей Башкирцев совместно с Академией питания Казахстана работает над вопросами извлечения биологически активных веществ из растительного и животного сырья и перевода их в биодоступную форму, что открывает дорогу к созданию мощных БАДов, иммуномодуляторов и антиоксидантов – продуктов, которые при нашей зловещей экологической обстановке могли бы подаваться каждому горожанину на стол в качестве утешительного десерта. За счет промышленных гигантов, конечно.

Автор – Вячеслав Кузин

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (6 votes)


nikst аватар

Между прочим, очень интересное изобретение. И советовал бы всем «заинтересованным» лицам обратить на него внимание…

А вот и источник:

http://www.nanotech.kz/region.pdf

«Регион-Пресс», 21.09.2006, c. 6

И с т о р и я

Нанотехнология механохимия включает в себя микро- и наноизмельчение, механоактивацию и механосинтез неорганических и биологических материалов.

Н о в о с т и

март 2008

Подана заявка на конкурс «Лучшее изобретение 2007 года в РК»

декабрь 2007

Получен патент РК № 18836 «Способ сверхтонкого измельчения материалов в многофазной среде»

ноябрь 2007

Нанокраской «Цемянка» покрашена Академия финансовой полиции (г. Астана). Премьер-Министр РК К.Масимов выразил удовлетворение состоянием проделанного.

К о н т а к т ы

info@nanotech.kz

+7 777 179 30 47

http://www.nanotech.kz/about.php