Молекулярный ходок теперь перевозит грузы

Молекула антраквинона в действии

Если ранее было известно о том, что некоторые молекулы могут передвигаться, то теперь ученые смогли «нагрузить» одну из них и заставить перенести груз в другое место.

Это удалось Людвигу Бартельсу (Ludwig Bartels) и его коллегам из Наноцентра при Университете Риверсайда (Center for Nanoscale Science and Engineering UCR).

В качестве груза выступили две молекулы СО2, которые ученые присоединили к «ходоку», так была названа уникальная молекула-грузовик.

Это большой шаг в области наномеханизмов, – комментирует Людвиг Бартельс. – Наши эксперименты показали, что молекулярный транспорт с помощью искусственно созданных наноустройств возможен».

«Молекулярный ходок» в прошлом был внесен в список «ТОП 25 физических открытий в 2005 году», опубликованного Американским Институтом Физики (American Institute of Physics).

«Ходок» представляет собой молекулу антраквинона, которая состоит из трех колец бензена с атомами кислорода на каждом из концов. Это органическое соединение используется в химической промышленности при переработке целлюлозы из древесины в бумагу. Его химическая формула – C14H8O2. Перемещается ходок по медной поверхности, на которой расположены молекулы СО2.

Нагруженная молекула движется вдвое медленнее, чем «пустая», и потребляет вдвое больше энергии при «шаге».

Как говорит Бартельс, молекулярные машины – один из наиболее эффективных способов построить что-либо в наноразмерном диапазоне.

Следующая версия «ходока», над которой работает команда Бартельса будет сообщать фотонами о положении груза в пространстве, таким образом ученые получат односторонний контроль над молекулами-грузовиками.

EurekAlert: Walking molecule now carries packages