В ЮФУ начали разработку нанокапсул для адресной доставки лекарств

Ученые ЮФУ разрабатывают новые наноразмерные контейнеры для хранения, адресной доставки и контролируемой дозировки препаратов. И это крайне актуальная задача, как в лечении раковых опухолей, так и в период борьбы с пандемией Covid-19. Результаты работы опубликованыhttps://www.mdpi.com/1422–0067/21/24/9758 в журнале Molecular Sciences.

Пустой холодильник – давно не преграда на пути к утолению вечернего голода в век информационных технологий. Все мы привыкли к желто-зеленым цветам униформы курьеров, которые привозят ароматную пиццу или горячие роллы прямо к нам в квартиру. Однако, мы бы очень удивились, если бы для утоления нашего голода горячие роллы привозили на весь многоквартирный дом, при этом каждому нужно было бы их съесть. А как быть с заказом соседа со второго этажа — пиццей с перчиком халапеньо?

Как же просто живется нам, и как непросто – нашим клеткам. Ведь сейчас при лечении заболеваний пиццу с перчиком халапеньо отправляют всем жильцам нашего многоэтажного организма, что требуется далеко не всегда. Чтобы решить эту проблему, в Южном федеральном университете разрабатывают новые наноразмерные контейнеры для хранения, адресной доставки и контролируемой дозировки препаратов.

Ключевая часть системы — наночастицы металл-органических полимеров, своего рода молекулярных губок. Они, подобно обычным губкам, способны вбирать в себя лекарственные препараты, доносить по кровеносной системе до того места, где они нужны, и, при определенных условиях, «выжиматься» – выпускать их из своих пор.

«Не каждый пористый металл-органический полимер подходит для доставки лекарственных средств. К основным требованиям, предъявляемым к капсулам, относятся наноразмерность и низкая токсичность. Материалы, каркас которых не разрушается в организме, и пористые полимеры, которые разлагаются на биогенные (то есть нетоксичные) компоненты, обычно рассматривают как перспективные капсулы для адресной доставки лекарств», – рассказал кандидат физико-математических наук Михаил Солдатов.

На основании этого критерия ученые Международного исследовательского института интеллектуальных материалов Южного федерального университета выбрали три вида металл-органических каркасов: UiO-66 (терефталат циркония), MIL-88a (фумарат железа) и MIL-100 (бензол-1,3,5-трикарбоксилат железа).