Ученые проверили, как космическая радиация влияет на сперму млекопитающих

Японские исследователи изучили репродуктивный потенциал лиофилизированных сперматозоидов мышей, ампулы с которыми в течение нескольких лет хранились на Международной космической станции. США и другие страны надеются в ближайшем будущем запустить пилотируемые миссии на Марс. Вероятно, когда-нибудь люди смогут даже колонизировать другие небесные тела.

Однако полеты в космос связаны не только с таким понятием, как микрогравитация, которую еще называют невесомостью, но и с сильным излучением, например галактическими космическими лучами — элементарными частицами и ядрами атомов, движущимися с высокими энергиями и возникающими за пределами Солнечной системы. Еще есть явление солнечных частиц (или солнечного протона), которые испускает светило: они ускоряются либо близко к Солнцу во время вспышки, либо в межпланетном пространстве ударами коронального выброса массы.

Как показали предыдущие исследования, условия микрогравитации не мешают размножению некоторых земных видов, таких как иглокожие, рыбы, земноводные и птицы. Млекопитающие, однако, в основном плацентарные (в том числе человек), но некоторые эксперименты и моделирования предполагают, что их репродукции невесомость тоже не будет препятствовать.

В то же время считалось, что космическое излучение вызовет серьезные проблемы со здоровьем: например, повысит риск развития рака при продолжительных миссиях на Марс и другие планеты. Нынешняя модель построена на эпидемиологических данных, полученных на основе исследования людей, которые выжили после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в 1945 году, а не на реальных экспериментах в космосе. Да и не секрет, что радиация повреждает ДНК половых клеток: ионы HZE (высокоэнергетические компоненты ядер галактических космических лучей), например, могут вызывать пространственно сгруппированные двухцепочечные разрывы ДНК.

Опасность в том, что мутировавшие таким образом половые клетки передадутся потомству и повлияют на его развитие. Поэтому ученые стремятся подробнее изучить влияние космической радиации не только на живые организмы, но и на будущие поколения, прежде чем наступит великая космическая эра.

Ученые из Японского агентства аэрокосмических исследований, Университета Яманаси и Национального института квантовой и радиологической науки и технологий в городе Тиба решили проверить, как радиация повлияет на лиофилизированные сперматозоиды мышей, ампулы с которыми хранились на борту Международной космической станции.

Результаты исследования опубликованы https://advances.sciencemag.org/…/24/eabg5554 в журнале Science Advances.