Ученые нашли способ повысить детальность визуализации активности головного мозга

Сотрудники Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ предложили новый способ обработки данных магнитоэнцефалографии, который позволяет с большей точностью находить зоны активации коры головного мозга. Его можно будет использовать как в фундаментальных исследованиях, так и в клинической практике – для диагностики широкого спектра неврологических расстройств и подготовки пациентов к операциям на головном мозге.

Статья с описанием алгоритма опубликована в журнале NeuroImage.

Метод магнитоэнцефалографии (МЭГ) основан на измерении очень слабых магнитных полей (на несколько порядков слабее магнитного поля Земли), порождаемых электрической активностью нейронов мозга.

При использовании МЭГ перед учеными встает непростая задача – понять, какие области в глубине мозга были активны, имея лишь показатели датчиков, расположенных вокруг головы. Она получила название обратной задачи и не имеет универсального решения – любой набор сигналов датчиков может объясняться бесконечным количеством различных конфигураций источников нейронной активности на коре головного мозга.

Чтобы сделать МЭГ практически применимой, используются специальные математические методы превращения сигналов сенсоров в карты активности на коре головного мозга, которые можно объединить в две группы.

В рамках так называемого «глобального» подхода множество возможных решений обратной задачи ограничивается, опираясь на общие априорные предположения о мозговой активности, и ищется такое распределение источников по коре головного мозга, которое бы подходило под измеренные данные.

«Локальные» методы, к которым относится и описанный в статье алгоритм (ReciPSIICOS), пытаются обнаружить источники по отдельности и из них построить полную картину активности мозга.