SARS-CoV-2 для проникновения в клетки использует противовирусный иммунитет

Американские исследователи проследили, каким образом SARS-CoV-2 проникает в дыхательные пути и заражает клетки. Оказалось, что вирус для проникновения в клетки использует одну из основных защитных систем организма — интерферон. Это открытие имеет ключевое значение для тестирования новых методов лечения COVID-19.

Новое исследование было основано на знании о том, что коронавирус SARS-CoV, вызвавший атипичную пневмонию в Китае в 2002 году, использует для проникновения в клетки рецептор ACE2, которому помогает фермент TMPRSS2. Теперь ученые решили выяснить их активность в клетках дыхательной системы и кишечника при COVID-19, пишет EurekAlert.

«Мы изучали клетки слизистой оболочки носа, легких и кишечника, основываясь на данных о симптомах и месте обнаружения вируса», — объяснил соавтор исследования Хосе Ордовас-Монтанес из Детской больницы в Бостоне.

Оказалось, что активность ACE2 и TMPRSS2 присутствует только в менее чем 10% клеток, которые делятся на три типа: бокаловидные клетки носоглотки, пневмоциты типа II легких, а также энтероциты тонкого кишечника.

Определение типов клеток имеет важное значение, поскольку позволяет лучше понять процесс их инфицирования.

«Мы начали задаваться вопросами о работе клеток и клеточных факторах, которые могут иметь решающее значение для жизненного цикла вируса», — прокомментировал Ордовас-Монтанес.

Оказалось, что неожиданную роль в процессе инфицирования играет интерферон — белковая молекула, которая обычно обеспечивает противовирусный иммунитет.

Интерферон стимулировал ген ACE2, который кодировал рецептор для проникновения SARS-CoV-2 в клетки. Фактически, интерферон включал ген ACE2 на более высоких уровнях, давая вирусу новые возможности для проникновения, объяснили авторы.

С другой стороны ACE2 имеет решающее значение для защиты легких от повреждений.

«Активность ACE2 означает хороший ответ, однако теперь мы видим, что вирус эксплуатирует эту функцию естественного защитного ответа иммунитета», — пояснил Ордовас-Монтанес.

Дальнейшие исследования роли интерферона в процессе инфицирования необходимы, поскольку сейчас он изучается в качестве потенциального лечения COVID-19. Пока не ясно, принесет ли оно больше пользы или вреда пациенту.

«Некоторые пациенты могут получить пользу, в то время как у других интерферон может способствовать усилению инфекции», — считают ученые.

Данная работа опубликована пока в виде препринта в журнале Cell в соавторстве с группой международных исследователей.