Мы разработали простую, эффективную и дешевую систему ранней диагностики рака

Беседа с доктором химических наук, профессором,заместителем декана химического факультета МГУ по научной работе Марией Зверевой.

– Мария Эмильевна, вы заместитель декана по науке химического факультета МГУ. Это сложно?

Да. Причем, насколько мне известно, это впервые в истории химического факультета: женщина – замдекана по науке. Но, скорее, это ответственно. Для меня в науке нет мужчин и женщин. Для меня в науке есть ученые. Здесь невозможно отделить функцию администратора от личной ответственности, потому что ответственность всегда индивидуальна. Какое бы дело вы ни делали, вы должны делать его хорошо.

– Химический факультет славится огромным количеством научных проектов, причем самых разных направлений. Может быть, вы расскажете о нескольких наиболее значимых и актуальных на данный момент?

Здесь достаточно сложно выбрать, что является наиболее значимым и актуальным, потому что у нас очень плодотворно и активно работающий коллектив. Чтобы вы представляли, в прошлом году более 500 статей в журналах первой квартили было опубликовано сотрудниками химического факультета. Журнал первой квартили – это мировое понятие. Это журнал, где проходит рецензирование научных работ, которые по своей востребованности оказываются в верхних 25 процентах на основе анализа цитируемости публикаций.

У нас на факультете представлены все направления современной химии. Мой личный интерес связан с химией живого. Это разработка систем, которые исследуют живые организмы на молекулярном уровне. У нас есть несколько кафедр, работа которых связана с данной областью химии. Если рассматривать факультет в целом, у нас есть четыре базовые кафедры, работа которых связана с науками о жизни, с химией живого.

В первую очередь, это кафедра медицинской химии, на которой проходят этапы, начиная от моделирования возможных новых соединений как потенциальных лекарственных средств, синтеза до дальнейшего биологического тестирования на известных моделях. Это кафедра энзимологии, которая изучает ускорение химических процессов с помощью белков; аналитической химии, разрабатывающая новые системы анализа. В частности, для меня одна из значимых работ кафедры аналитической химии – это возможность тестирования присутствия нейромедиаторов в очень низких концентрациях или одновременного определения нескольких из них. Речь идёт о разработке принципиально новых подходов и методов анализа. У нас на факультете есть лаборатория, которой заведует Игорь Родин, развивающий подходы масс-спектрометрии в области метаболомики, а это интересная мне область.

Сама я являюсь представителем кафедры химии природных соединений, и здесь, наверное, одна из самых значимых, имеющих практическое применение работ – это работа группы профессора Алексея Михайловича Копылова, в которой была показана принципиальная возможность быстрого определения вирусов гриппа. Они применили нестандартный подход, связанный с использованием рамановской спектроскопии и направленного отбора ДНК-аптамеров к определенным частям вируса. В качестве мишени они выбрали белок, который максимально изменчив между различными типами вируса, и отобрали на него аптамер на основе ДНК. По сути, это что-то похожее по свойствам на антитела. То есть, это молекулы, специфически отбираемые на взаимодействие с определенной мишенью. Но в основе не белок, а нуклеиновая кислота. И использовали такой аптамер, который позволяет вначале определить в смеси вирус, а потом его же детектировать, используя те же молекулы, но уже с краской. Это принципиально новый способ, аналогичный классическому иммуноферментному анализу, но в исполнении других молекул. На данный момент удалось показать, что этот метод замечательно детектирует группу вирусов гриппа А. Метод хорошо работает.

– А коронавирус нельзя распознать с его помощью?