Ученые рассказали о новейших исследованиях в области нейронауки и искусственного интеллекта

13 августа в Москве прошла очередная рабочая научная сессия ученых и разработчиков отраслевого союза «Нейронет». На встрече доктор физико-математических наук, профессор, руководитель отдела нейроинформатики НИИ системных исследований РАН Виталий Дунин-Барковский вместе с коллегами обсудил новейшие мировые исследования в области нейронаук и искусственного интеллекта.

Самой интересной работой, из опубликованных в журнале Science 8-го августа (2019), ученые называют американский эксперимент с записью состояния нейронов в мозге мыши при восприятии зрительного образа и последующим воспроизведением состояния мозга с помощью избирательной оптической стимуляции тех же нейронов.

«Записали активность мозга в то время, как мышь видит полосы – вертикальные или горизонтальные. Перед этим, у мышей вырабатывали рефлекс: реагируя на полосы одного типа, выполнять одно действие, а на другие полосы, соответственно, другое. В течение работы в эксперименте удалось записать активные нейроны, а потом те же самые нейроны искусственно возбудить. Оказалось, что подача записанного сигнала, соответствующего горизонтальным линиям, у мыши вызывает выполнение рефлекса на горизонтальные линии, а подача сигнала, соответствующего вертикальным линиям, вызывает выполнение действия, связанного с вертикальными линиями. То есть, учеными был записан и возвращен в мозг сигнал, имеющий некий конкретный смысл. Таким образом, впервые было показано, что конкретный образ внешнего мира внутри мозга можно записать, затем воспроизвести, и он будет восприниматься как текущий сенсорный опыт. То есть мышь вела себя так, как будто она видит эти линии в реальности, и это все происходит непосредственно в текущий момент», — рассказал Виталий Дунин-Барковский.

Во время эксперимента записывались не все нейроны (их миллионы), а порядка ста активных. Результат опыта можно также считать зрительной галлюцинацией, которую ученым из Стэнфорда и Колумбийского университета удалось загрузить в мозг подопытных мышей.

В течение встречи встречи было рассмотрено десять статей по нейронаукам и искусственному интеллекту, опубликованных в последних номерах журналов Nature и Science (7-го и 8-го августа текущего года). На сессии обратили особое внимание на статью в Science о механизме накопления амилоидных бляшек на ранних стадиях болезни Альцгеймера.

Основной поток информации по искусственному интеллекту отслеживается на сессиях по публикациям в международном депозитарии arXiv.org. Поскольку по теме искусственного интеллекта в этом источнике появляется около тысячи новых статей каждую неделю, выбор того, какие из них смотреть, — задача нелёгкая. С ней успешно справляется Владимир Шакиров — аспирант Виталия Дунина Барковского в НИИСИ РАН. На заседании он рассказал о восьми работах. Из них две вызвали наибольший интерес. Первая описывала эксперимент, в ходе которого робот научился рисовать картинки, основываясь на текстовом описании рисунка со многими деталями. Вторая — о роботе, генерирующем произвольные звуки, который обучается со временем использовать уже произнесенные звуки в зависимости от результатов визуального считывания и анализа реакции людей на эти звуки.

Команда «Котла идей Нейронет» проводит заседания еженедельно по вторникам (с 1-го декабря 2015 г.) в московской «Точке кипения» Агентства стратегических инициатив. Специалисты собираются, чтобы быть в курсе последних наиболее успешных работ в области нейронаук и искусственного интеллекта и оперативно обмениваться мнениями.