Морские купания повышают уязвимость к инфекциям

Американские исследователи обнаружили, что погружение в морскую воду радикально меняет состав микробиома кожи. Эффект длится до суток и может серьезно ослабить иммунитет.

Современные исследования ставят под сомнение пользу морских купаний. Согласно их результатам, пребывание в морской воде, даже если она не загрязнена человеком, меняет состав микробиома кожи. Это увеличивает уязвимость к целому ряду инфекций — от желудочно-кишечных до респираторных и ушных заболеваний.

Изучить механизм этого явления взялись исследователи из Калифорнийского университета в Ирвине. Как сообщает Science Daily, члены команды отобрали девять добровольцев , которые не пользовались солнцезащитным кремом, не принимали антибиотики за последние полгода и не купались в океане в течение 12 часов — и вообще нечасто делали это. У участников эксперимента несколько раз взяли образцы микробиома кожи. В первый раз это сделали до погружения в воду, а затем через 10 минут, 6 часов и 24 часа после купания.

До погружения в океан у всех людей были отличающиеся сообщества кожных микроорганизмов. Однако купание радикально изменило их и сделало похожими. Например, у каждого участника были обнаружены бактерии из рода Vibrio. Хотя к этому роду относится возбудитель холеры, большинство его представителей для человека не опасны. Тем не менее, ученые обеспокоены, что эти бактерии обладают сродством к человеческой коже и сохраняются на ней в течение нескольких часов.

Микробиомы кожи участников начали возвращаться к первоначальному состоянию только через шесть часов после купания. Однако у некоторых добровольцев океанские бактерии оставались на коже даже спустя сутки.

Ученые подчеркивают: микробиом кожи играет важную роль в защите организма от инфекций. Когда «родные» бактерии смываются соленой водой, а их место временно занимают вселенцы из океана, способность организма противостоять патогенным бактериям снижается.