Квантовый симулятор реализовали на квазикристаллической решетке

Физики впервые экспериментально продемонстрировали возможность удержания облака холодных атомов в оптической решетке, свойства которой соответствуют расположению атомов в квазикристалле с запрещенной вращательной симметрией.

В результате ученые получили управляемую систему частиц в потенциале особой формы, что позволяет исследовать предсказываемые для пространств с высокой размерностью явления, так как квазикристалл можно описать как проекцию многомерного правильного кристалла в пространство меньшей размерности. Статья с описанием экспериментов опубликована в журнале Physical Review Letters.

Существует два основных вида твердых тел — кристаллы и аморфные вещества. Первые характеризуются периодичностью расположения атомов и наличием дальнего порядка, то есть упорядоченностью на расстояниях значительно больше межатомных. В твердых телах второй группы ничего подобного не наблюдается. Однако 35 лет назад Дан Шехтман открыл промежуточный тип веществ — квазикристаллы, — за что получил Нобелевскую премию по химии в 2011 году. Они не обладают строгой периодичностью, но все еще демонстрируют некоторую степень дальнего порядка.