Химические вещества в биоразлагаемых пищевых контейнерах могут попадать в органические удобрения

Долговечные соединения ПФАС могут попасть в растения, которые впоследствии съедают люди, – пишет sciencenews.org со ссылкой на «Science Science & Technology Letters».

Компостирование биоразлагаемых пищевых контейнеров сокращает количество мусора, который отправляется на свалку. Но эта практика может привести к непредвиденным последствиям для здоровья человека.

Причина в том, что такие контейнеры часто содержат перфторалкильные и полифторалкильные вещества, или ПФАС, чтобы отталкивать воду и масло. Эти стойкие химические вещества могут вымываться из упаковки и попадать в органические удобрения. В таком случае ПФАС поглощается растениями и в конечном итоге накапливается в организме людей – последствия этого для здоровья все еще неясны.

Ученые измерили перфторалкиловые кислоты, или ПФАА, подмножество ПФАС, образовавшегося в результате микробной деградации, в составном удобрении 10 коммерческих компаний. Семь из этих учреждений принимали компостируемые контейнеры для пищевых продуктов, а три – нет. Количество ПФАА в тех удобрениях, куда попадали биоразлагаемые контейнеры, составило от 29 до 76 микрограммов на килограмм. Удобрения от компании, которая не принимала биоразлагаемые контейнеры, содержали менее 8 микрограммов ПФАА на килограмм компоста.

«Существует огромная разница в уровнях ПФАС между этими двумя группами», – говорит Лорел Шайдер, химик-эколог и исследователь общественного здравоохранения из Silent Spring Institute в Ньютоне (штат Массачусетс), не участвующий в исследовании. Люди ожидают, что то, что они компостируют, полностью разрушится и станет устойчивым источником питательных веществ для растений, поэтому речь идет о том, что химические вещества в компостируемых продуктах могут сохраняться, говорит она.

Как класс, ПФАС включает в себя тысячи соединений, многие из которых имеют полезные свойства. Они появляются в огнеупорных коврах, в антипригарных покрытиях на посуде и в других местах.

«Все счастливы иметь все эти удобства, но компромисс… довольно большой, потому что эти [соединения] не исчезают», – говорит Линда Ли, химик-эколог из Университета Пердью в Западном Лафайете, штат Индиана. Микробы, которые обычно помогают разрушать химические вещества, в случае с этой устойчивой группой могут только превращать соединения в другие ПФАС.

Цепочка углерода образует основу ПФАС, к которой присоединены атомы фтора. Ли и его коллеги обнаружили, что большинство ПФАС в образцах компоста были более короткоцепочечными, в отличие от печально известной перфтороктановой кислоты с более длинной цепью, или ПФОК, и перфтороктансульфоновой кислотой, или ПФОС, которые были в значительной степени выведены из употребления в США. ПФАС не остаются в теле так надолго, как длинноцепочечные соединения, но могут легче переходить из органического материала в почве в воду и поглощаться растениями. Исследования связывают ПФАС с негативными последствиями для здоровья, включая высокий уровень холестерина, снижение фертильности и веса при рождении, а также рак яичек и почек, говорит Шайдер. Но только несколько ПФАС, включая ПФОС и ПФОА, были тщательно исследованы на предмет их потенциального воздействия на здоровье. Мало что известно о том, как большинство из обнаруженных в образцах компоста соединений влияет на здоровье человека.

Это исследование было запущено, потому что штат Вашингтон был обеспокоен компостированием пищевых контейнеров. Частично из-за результатов команды, штат принял Закон об упаковке здоровых продуктов, который запрещает ПФАС в бумажной упаковке пищевых продуктов начиная с 2022 года, если штат сможет найти замену.

«Это действительно сильное исследование», – говорит Дженнифер Гуэлфо, инженер-эколог из Техасского технического университета в Лаббоке, не участвующая в исследовании. С этой информацией о том, что ПФАС обнаруживается в компосте, ученые могут начать выяснять, какие риски для здоровья могут быть связаны с этими химическими веществами, и следует ли вообще использовать химические вещества в такой упаковке, говорит она. «Сейчас самое время взглянуть на использование этих соединений… и ограничить их применение только теми сценариями, где они абсолютно необходимы».