Вузы Санкт-Петербурга и Алматы развивают сотрудничество в сфере подготовки кадров для наноэлектроники

С 4 по 15 июня группа в составе 16 магистрантов Казахского национального университета имени аль-Фараби (Алматы) проходила научную стажировку по программе «Современные материалы для электроники и сенсорики» на кафедре микро- и наноэлектроники (МНЭ) факультета электроники СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

Программа стажировки разработана на основе образовательной программы магистратуры 11.04.04 Электроника и наноэлектроника и ориентирована на укрепление у стажеров знаний в области материаловедения наноструктурных материалов и их применения в электронных устройствах и сенсорах. Стажировка была организована Международным студенческим офисом и кафедрой микро- и наноэлектроники СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

В рамках программы стажировки, рассчитанной на 72 академических часа, студенты из Алматы прослушали лекции по материаловедению СВЧ и силовой электроники, процессам микро- и нанотехнологии, методам анализа микро- и наносистем, а также ознакомились с применением наноструктурированных материалов в фотоэлектрических и газовых сенсорах.

Для казахских магистрантов стажировка за рубежом является необходимым условием освоения магистерской программы. Впервые одной из принимающих сторон, наряду с ведущими европейскими университетами, стал Санкт-Петербургский электротехнический университет «ЛЭТИ».

«Нам приятно, что университет аль-Фараби сориентирован в области нанотехнологий на ЛЭТИ, — рассказал руководитель Международного студенческого офиса СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Ренат Ялышев. — Это не случайное явление. Последние два года мы тесно общались с этим университетом по вопросу разработки совместной магистерской программы по направлению «Электроника и наноэлектроника» и в прошлом году подписали договор о разработке такой программы. Приезд группы стажеров стал первым шагом в рамках совместных действий двух наших вузов».

Cтруктура учебного плана, отметил заведующий кафедрой МНЭ, доктор технических наук, профессор Виктор Лучинин, выстроена так, что к его реализации привлечены преподаватели, которые не только по книжкам знают предмет, а непосредственно занимаются решением конкретных научно-инженерных задач: «Задействовано много молодых сотрудников — важно, что магистранты увидели, что есть поколение молодежи, которое востребовано и имеет высокий потенциал».

В ходе ознакомительной экскурсии по Инжиниринговому центру микротехнологии и диагностики (ИЦ ЦМИД) стажеры познакомились с современной научно-технической средой микроэлектронного производства. Будущим магистрам продемонстрировали, как организованы чистые комнаты, как обеспечивается чистота воздушной среды, как поддерживается микроклимат, что такое вода полупроводниковой чистоты и как она формируется. Стажеры ознакомились с современными методами формирования различных топологических рисунков, наблюдали самые современные зондовые установки — электронный, ионный и атомный зонд, а также оборудование для послойно-мономолекулярного формирования по органическим и неорганическим технологиям, которые относятся к самым современным из существующих сегодня технологий.

«То, что мы рассказываем и показываем — это вещи мирового уровня, — отметил Виктор Лучинин. — Мы показываем, как выглядит современная научно-техническая среда — это мало кто может продемонстрировать. Это не разрозненные отдельные приборы, а цельная система, технологические линии, которые позволяют увидеть процессы в комплексе, в том числе, как формируется чистота, откуда она берется, сколько стоит эта чистота — это очень важный момент».

Открытием для зарубежных стажеров стал рассказ о разработанной в ЛЭТИ технологии производства монокристаллического карбида кремния («метод ЛЭТИ»), с которым сегодня работает вся мировая элита микроэлектроники.

«Уникальным с точки зрения материаловедов является процесс выращивания таких материалов, который позволяет получить материал — близкий аналог алмаза, — подчеркнул Виктор Лучинин. — И это делается в ЛЭТИ».

В настоящее время организаторы стажировки продолжают обсуждение совместной магистерской программы с руководством КазНУ имени аль-Фараби. Обе стороны проявляют значительный интерес к расширению формата сотрудничества — обсуждается возможность разработки программ «двойных дипломов» в рамках тематики нанотехнологий, вопросы развития академической мобильности и «включенного обучения» по другим направлениям подготовки.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

RNN