Все говорят про Интернет вещей. Где же он?

Тема IoT в течение последних нескольких лет набирает всё большую популярность: во всех связанных с IT изданиях можно найти множество статей об умных домах, connected car, носимых устройствах, разных технологиях и стандартах, объединенных этой темой. Информационные ресрусы, направленные на широкую аудиторию, также всё чаще пишут о невероятном потенциале Интернета вещей. Общее впечатление: еще немного, и космические корабли начнут бороздить просторы Вселенной! Объемы рынка прогнозируются, действительно, космические, а иногда проскакивают новости, что кто-то где-то в рамках своего огорода, вроде бы, уже заправляется и вот-вот стартует в соседние галактики!

За последние три года я принимал участие в большом количестве проектов и изучил множество кейсов, связанных с Интернетом вещей, и в этой статье хочу попытаться развернуто и доступно ответить не соприкасающейся с этим рынком аудитории на вопрос: «Будущее уже наступило?»

За время работы в этой сфере у меня выработалось несколько привычек. Одна из них: начинать посвящённый IoT разговор с малознакомыми людьми с описания того, что это такое, желательно на примерах.

Итак, IoT (Internet of Things, Интернет вещей) — термин, которым принято обобщённо называть ряд технологий, устройств, платформ и приложений так или иначе связанных с подключением к сети этих устройств. Это может быть как подключение к сети уже существующих и давно использующихся устройств, так и совершенно новых, которых до появления возможности подключения к сети не существовало. К первой группе можно отнести, например, бытовые приборы: люди уже много лет пользуются лампочками, холодильниками и кофеварками, но с появлением возможности подключить их к сети, для этих привычных нам устройств открывается ряд новых возможностей. Вторая же группа подразумевает устройства, в общем-то, не нужные без возможности подключить их к сети, например, всевозможные виды трекеров, которые передают данные в некий общий центр (или хотя бы на смартфон) на обработку.

Можно нафантазировать огромное количество примеров для описания того, что такое Интернет вещей, и на определенном этапе этих фантазий у любого здравомыслящего человека должна возникнуть примерно такая мысль: «в принципе, можно подключить к сети все четыре ножки табуретки и сидушку, но ЗАЧЕМ?»

Действительно, как говорит нам маркетинг, любая новая технология, чтобы оказаться востребованной и кто-то готов был за нее заплатить, должна решать какую-то проблему. Верхнеуровнево, IoT может нести три ценности: экономическую (получение дополнительных доходов или сокращение расходов), доступ к данным (это новая ценность, не всеми еще понятая) и какой-то функционал, решающий некие пользовательские проблемы.

Для понимания, опишу по кейсу для каждой ценности:

  • Поскольку экономическая ценность — самая распространённая, приведу самый избитый классический пример. Управляющая компания многоквартирного дома платит по счёту от сбытовой компании, который формируется по данным с общедомового счётчика. Она же выставляет счета жильцам в соответствии с переданными ими данными с их счётчиков в квартире. В большинстве домов Москвы жильцы должны сами вручную передавать эти данные каждый месяц, но делают это далеко не все. А потом ещё не все 100% жильцов оплачивают выставленные счета. Соответственно, эту разницу между общедомовым счётчиком и суммой всех переданных показаний жильцов оплачивает управляющая компания. В её интересах максимально повысить собираемость данных со счётчиков в квартирах. Если эти счётчики будут подключены к сети и будут передавать данные сами, без участия жильцов, то показатель собираемости будет близок к 100%, а разница между тем, сколько собрала управляющая компания и тем, сколько посчитал общедомовой счётчик, будет стремиться к минимуму. Таким образом, в зависимости от ситуации каждой конкретной управляющей компании, подключение счётчиков к сети позволяет так или иначе сократить расходы.
  • Доступ к данным тоже может влиять на доходы или расходы, а может помогать принимать те или иные решения. Данные могут говорить о конкретном пользователе, а могут о группах, объединённых неким общим признаком. Могут дать более детальное представление о детальной ситуации, а могут помочь делать прогнозы. Анализ данных больше относится к области Big Data, но к из сбору имеет непосредственное отношение IoT. В качестве примера того, какую дополнительную ценность несёт возможность получения данных от подключенных устройств, можно описать некую компанию, которая занимается обработкой данных с трекеров в автомобилях. Как правило, цель сбора данных с них — получение информации о конкретных машинах: их местоположение, состояние агрегатов, стиль вождения и т.д., за эти данные такой компании будет платить непосредственный заказчик. Но обрабатывая для него эти данные, наша гипотетическая компания хранит их и может анализировать. Это значит, что помимо услуг обработки данных с трекеров непосредственно для заказчика, эта компания может предоставлять услуги аналитики либо предоставляя эти данные уже обезличенными в сыром виде, либо в виде какого-то анализа. Например, для оценки необходимости изменения схемы дорожного движения в каком-то месте. И эти услуги могут стоить едва ли не больше, чем, казалось бы, основная деятельность по предоставлению данных о конкретных машинах конечным заказчикам.
  • Последняя категория, как правило, несет ценность только для конечных пользователей. В основном это некий дополнительный функционал вроде удалённого запуска двигателя или включения розетки с обогревателем на даче, который просто несёт удобство, за которое некоторые готовы платить.

Все эти ценности объединены одной деталью: они перестают быть ценными, если стоимость сервиса слишком высока. В этом одна из основных проблем этого рынка сегодня. Сколько вы готовы заплатить за подключение всех домашних бытовых приборов к сети, учитывая что по итогу экономия на воде и электричестве, а также удобства в быту будут не слишком ощутимы? Уверен, у каждого будет свой ответ на этот вопрос, но в 90% случаев это значение будет заметно меньше стоимости установки и обслуживания всей этой системы. Это значит, либо должны появиться технологии, которые приведут к удешевлению, либо ценность должна стать настолько велика, чтобы все-таки перевесить стоимость.

У каждой сферы применения Интернета вещей стоимость интеграции и получаемая выгода пересекаются в разных временных точках. Где-то они уже пересеклись, но для сходимости кейса требуются большие начальные инвестиции для использования уже существующих технологий, на которые ни у кого не находится мужества Илона Маска или Amazon. Кое-где этот момент уже наступил, и подключенные к сети вещи давно помогают нам. Некоторые из этих примеров выглядят довольно обыденно и не вызывают «вау-эффекта», как в кейсе со счётчиками. Другие примеры просто незаметны широкой публике, не имеющей отношения к отрасли (речь, например, о логистических компаниях и используемых ими трекерах). К каким-то вещам мы просто привыкли и относимся как к норме (например, охранные системы автомобилей, домов и т.д.).

Огромное количество технологий так и не «взлетело». Тот самый «Умный дом» постоянно начинает продавать то одна, то другая компания, все боятся «проспать» момент, когда люди вдруг массово загорятся этим сервисом. Но пока, похоже, для него ещё не время.

Другие технологии вот-вот появятся. Большие надежды возлагаются на «энергосберегающие» технологии передачи данных и развитие систем автономного питания. Многие автопроизводители и IT компании активно работают в направлении беспилотных автомобилей. Со стороны государственных органов разных стран есть масса запросов на самые разные вещи, начиная от банальных видеокамер с различными датчиками, заканчивая фонарями, датчиками в почве и персональными медицинскими приборами.

Никто сейчас не сможет сказать, когда это «будущее» настанет. Это касается всех существующих и разрабатываемых технологий. Каждая новая разработка потенциально может «взорвать» рынок, а может остаться незамеченной. Многие просто займут свою нишу (некоторые изначально на это и претендуют). Но постепенно, шаг за шагом, наша повседневная жизнь уже меняется, и довольно давно. Это происходит не за один день и не за один год, ведь никто не может сказать, в какой именно момент мы стали без задней мысли вызывать незнакомцев через Интернет и садиться к ним в машину. Также постепенно наши улицы заполнят беспилотные автомобили, города покроются сетью камер, датчиками парковок и скорости, животные и чемоданы будут чипированы, а мы сами будем скупать фитнес-трекеры, чтобы не прирасти окончательно к дивану, не вставая с которого можно будет выключить свет, закрыть дверь, насыпать корм коту (и убедиться, что он поел) и сварить кофе.

Главное — успеть занять в этом «диванном» [зачёркуто] дивном новом мире свое место.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

geektimes.ru