«Умные растения» вскоре смогут сообщать нам о плесени и радоне в доме

Фото: ru.123f.com

Вдохновленные детекторами дыма и умной системой освещения, ученые модифицируют комнатные растения, чтобы те могли ощущать вредные химические вещества плесени и других видов грибов – и предупреждать о них домовладельцев.

Вдохновленные детекторами дыма и умной системой освещения, ученые генетически модифицируют комнатные растения, чтобы те могли ощущать вредные химические вещества из плесени и других видов грибов – и предупреждать о них домовладельцев. Если они смогут выяснить, как комнатные растения реагируют на другие угрозы в воздухе – например, опасный для здоровья газ радон – в будущем нас ждут «умные растения», способные решить целый ряд проблем. Коротко о новом изобретении рассказывает Science.

Идея «умных растений» уже была проверена в поле на одной ферме, пишут исследователи в статье, опубликованной в журнале Science. С 2012 по 2013 год ученые модифицировали резуховидку Таля (Arabidopsis thalian*a) таким образом, что листья растения производили большое количество оранжевого флуоресцентного белка, когда они сталкивались с болезнетворными бактериями. Для этого исследователи сначала идентифицировали в растении те гены, которые должны были реагировать на вредные химические вещества, содержащиеся в воздухе. Затем они добавляли синтетические «усилители» в ДНК резуховидки, чтобы увеличить «мощность» реакции. Чтобы обнаружить сигнал, фермеры просто должны были надеть темные очки со светофильтром и посмотреть, изменили ли листья свой цвет – с зеленого на оранжевый. Об этом эксперименте ранее появилась статья в журнале *Plant Biotechnology Journal.

Вероятно, эту технологию можно применить не только на ферме, но и в доме, и в городской квартире. «Зеленые стены» из генетически модифицированных растений могут быть установлены около вентиляционных отверстий, где они могут однажды почувствовать рост плесени и распространение вирусов, которые передаются по воздуху, – например, вирус гриппа. Чтобы увидеть сигнал тревоги на этих растениях, нужно посветить на листья лампой с ультрафиолетовым светом. Ученые надеются вскоре обнаружить белки в комнатных растениях, способные вызвать сигнал, который человек сможет обнаружить без каких-либо приспособлений.

Но прежде чем новая технология станет реальностью, исследователям необходимо будет проанализировать ДНК нескольких видов комнатных растений, чтобы выяснить, какими реакциями можно манипулировать, и как они могут сообщать нам об опасности. В отличие от сельскохозяйственных культур и многих популярных цветковых растений, о генах комнатных растений пока что известно не очень много.