У новорожденных риск возникновения тромбоза оказался выше, чем у взрослых

Pamela Fallon/Getty Images

Сравнив процесс свертывания крови у взрослых людей и новорожденных, ученые выяснили, что у последних повышен риск тромбоза. Ученые также сравнили этот процесс у доношенных и недоношенных детей. Результаты работы были опубликованы в журнале Pediatric Research.

Если стенка кровеносного сосуда повреждается, в организме начинает работу гемостаз — система, которая отвечает за остановку кровотечений и за то, чтобы кровь оставалась жидкой. В месте повреждения образуется нерастворимый сгусток, тромб, который предотвращает потерю крови. Основную роль в гемостазе играют белки плазмы крови и тромбоциты, которые образуют каркас тромба, прорастающего нитями фибринового сгустка. Эти нити образуются при свертывании крови в результате работы каскада ферментативных реакций, которые приводят к образованию белкового полимера.

Нарушения системы свертывания крови — одна из основных причин смерти или инвалидности новорожденных. Риск нарушений возрастает в том случае, если у младенца есть осложнения, например, если он недоношен. Врачи до сих пор не могут эффективно диагностировать нарушения гемостаза у новорожденных. Частота клинических осложнений со стороны системы гемостаза в целом у новорожденных невелика, поэтому проводить массовые исследования нецелесообразно, тем не менее в группах высокого риска, например при недоношенности и при наличии врожденных системных инфекций, такое обследование оправданно. Здесь, однако, встречается другая проблема: инструменты лабораторной диагностики недостаточно чувствительны к проявлению нарушений на ранних стадиях.

«Наша работа состояла в применении инновационных тестов гемостаза, которые основаны на понимании принципов и механизмов формирования тромба. Тесты проводились, чтобы оценить состояние системы свертывания у доношенных (контрольная группа) и недоношенных (опытная группа) новорожденных», — рассказала автор статьи, сотрудник Центра теоретических проблем физико-химической фармакологии РАН Анна Баландина.

Исследователи сравнивали состояние системы свертывания крови у взрослых и новорожденных (доношенных и недоношенных) детей. В своих исследованиях ученые использовали лабораторные методы исследования гемостаза, в том числе инновационные. Анализировали отклонения плазменного свертывания и исследовали рабочее состояние тромбоцитов, поштучно изучая элементы по сигналам светорассеяния и флуоресценции (проточная цитометрия).

Результаты работы показали, что гемостаз новорожденных, то есть поддержание жидкого состояния крови и остановка кровотечений при повреждениях стенок сосудов, существенно отличается от гемостаза взрослых. У новорожденных повышен риск возникновения тромбоза — образования внутри кровеносных сосудов тромбов, которые мешают свободному току крови. Также у них наблюдается низкая способность тромбоцитов к активации. При этом наблюдаемые изменения более выражены в опытной группе недоношенных новорожденных. Из этого ученые заключили, что гемостаз новорожденных в первые дни жизни находится в своем собственном балансе, который кардинально отличается от баланса у взрослых, он более «хрупкий». Любое осложнение, такое как состояние недоношенности, вызывает нарушение этого баланса и, как следствие, повышенную частоту тромбозов и кровотечений.

«Сейчас мы продолжаем нашу работу и набираем группу экстремально недоношенных новорожденных. Кроме этого, мы пытаемся разобраться в причинах столь сильных различий между гемостазом взрослых и новорожденных», — заключила Анна Баландина.

Исследование проводилось в сотрудничестве с учеными из Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени В.И. Кулакова, Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, МГУ имени М.В. Ломоносова и МФТИ. Работа проходила в рамках проекта Президентской программы исследовательских проектов Российского научного фонда (РНФ).