Сырье для производства пластика спасло мышей от псориаза

Итаконовая кислота. Ben Mills and Jynto / Wikimedia Commons

Итаконовая кислота, которую используют в качестве сырья для производства пластика, как оказалось, способна подавлять одну из ветвей развития воспалительной реакции, опосредованную фактором транскрипции IκBζ — ученые в эксперименте на мышах с псориазом показали способность производных итаконата останавливать развитие воспалительной аутоиммунной реакции, говорится в статье, опубликованной в Nature.

Итаконовая кислота — производное компонентов цикла трикарбоновых кислот, работа которого необходима для энергообеспечения клеток. Это вещество в значительном количестве производится химической промышленностью, так как используется в производстве термопластиков. Однако с недавних пор оно заинтересовало и представителей биомедицины — исследователи обнаружили, что итаконовая кислота (итаконат) продуцируется макрофагами — клетками врожденного иммунитета — и участвует в регуляции иммунного ответа, и, в частности, обладает противовоспалительным действием.

Ученые из университета Вашингтона в Сент-Луисе под руководством Максима Артемова и в сотрудничестве с Алексеем Сергушичевым из университета ИТМО в Санкт-Петербурге раскрыли молекулярный механизм действия итаконата на клетки иммунитета. Оказалось, что помимо уже известного механизма активации фактора транскрипции Nrf2, который запускает антиоксидантный ответ в клетках, итаконат ингибирует провоспалительный каскад, зависимый от фактора IκBζ.

Этот белок принадлежит семейству факторов транскрипции IκB, которые регулируют множество клеточных процессов. Непосредственно IκBζ оказался связан с псориазом — так, полиморфизмы в гене, кодирующем белок, ассоциированы с риском развития псориаза у человека, а на мышиной модели ученые ранее показали, что делеция IκBζ не дает развиться воспалительной реакции в коже животных.

На человеческих и мышиных кератиноцитах (клетках верхнего слоя кожи) ученые показали, что обработка клеток производной итаконата диметилитаконатом, который обладает повышенной способностью проникать через клеточную мембрану, подавляет активацию IκBζ и опосредованно подавляет экспрессию его генов-мишеней.

После экспериментов на клетках ученые проверили свойства диметилитаконата на мышиной модели псориаза. В этой модели кожное воспаление вызывается у животных путем нанесения на чувствительную кожу ушей наружного иммуномодулятора имихимода. Оказалось, что сочетание имихимода с диметилитаконатом предотвращает развитие патологических симптомов у животных. Таким образом, диметилитаконат может оказаться перспективным средством подавления воспаления в терапии псориаза и других аутоиммунных заболеваний.

Недавно мы рассказывали, что развитие аутоиммунного заболевания у мышей удалось предотвратить выключением рецептора эстрогена. Также исследователи предлагали лечить аутоиммунные заболевания при помощи углеродных частиц, которые нужно вводить под кожу способом, напоминающим нанесение татуировки.

Автор: Дарья Спасская