Шведские ученые нашли «нейроны агрессии»

Фото: Medical Express

Высокая активность в относительно плохо изученной группе клеток мозга может быть связана с агрессивным поведением у мышей, как показывает новое исследование ученых из Каролинского института (Швеция). Используя оптико-электронные методы, исследователи смогли контролировать агрессию у мышей, стимулируя эти клетки или подавляя их активность. Результаты, опубликованные в научном журнале Nature Neuroscience, способствуют новому пониманию биологических механизмов агрессивного поведения.

Агрессия – это поведение, которое находит место во всем животном мире. В жизни человека она может привести к разборкам на школьном дворе и к мировому вооруженному конфликту. Как и всякое поведение, агрессия рождается в мозге. Ученые из Каролинского института показали, что ранее мало изученная группа нервных клеток в вентральном премаммилярном ядре (PMv) гипоталамуса – части мозга, которая контролирует многие из наших основных механизмов поведения, – играет ключевую роль в инициировании агрессивного поведения и управлении им.

Изучая мышей-самцов, исследователи обнаружили, что у животных, которые проявляли агрессию, когда новый самец появлялся в их домашней клетке, были более активны нейроны PMv. Ученые использовали методы оптогенетики, контролируя нервные клетки с помощью света: они вызывали агрессивное поведение в ситуациях, когда животные не атакуют, и прерывали продолжительную атаку, блокируя PMv.

Картирование нейронов PMv также показало, что они, в свою очередь, могут активировать другие области мозга – например, те, которые отвечают за вознаграждение. По словам ученым, это может объяснить, почему мыши естественным образом возвращаются в то место, где они пережили агрессивную ситуацию.

Проявление агрессии между самцами мышей – это часто лишь «ритуальное» действие, оно меньше сфокусировано на причинении вреда, нежели на установлении иерархии в группе. Это может быть экспериментально исследовано с помощью специального теста. Суть его в следующем: две мыши бегут навстречу друг другу по узкой трубе, сталкиваются в тесном «коридоре» – и один из грызунов начинает проявлять себя как доминант, а другой – как подчиненный, и уступает дорогу. Ингибируя (то есть подавляя активность) клетки PMv у доминирующего самца и стимулируя те же клетки у покоренного, исследователи смогли поменять местами иерархический статус этих мышей. Примечательно, что эта «переустановка» социальных ролей длилась на протяжении двух недель.

Специалисты надеются, что результаты, полученные ими в исследованиях на мышах, могут способствовать новым стратегиям управления агрессией.