Особые иммунные клетки кишечника

Фото: medicalxpress.com

Ученые обнаружили особый тип кишечных лейкоцитов с изменениями в структуре митохондрий. Это может помочь в лечении кишечных инфекций и воспалительных процессов в пищеварительном тракте, – пишет medicalxpress.com.

Ученые обнаружили особый тип кишечных лейкоцитов с изменениями в структуре митохондрий. Это может помочь в лечении кишечных инфекций и воспалительных процессов в пищеварительном тракте, – пишет medicalxpress.com со ссылкой на Science Immunology.

Каждый день человеческий кишечник обеспечивает удержание необходимых питательных веществ и предотвращает заражение организма потенциальными микробами. Работе этой системы помогают особые иммунные клетки, которые по неизвестным причинам не являются активными, несмотря на то, что у них много характеристик активированных клеток.

Новое исследование под руководством Марка Велдхоена – лидера команды Instituto de Medicina Molecular João Lobo Antunes (iMM, Portugal), показывает, что митохондрии этих клеток имеют другой состав, который снижает их производственную мощность, сохраняя их в управляемом активированном режиме. Это знание может изменить диагностику и лечение болезней, связанных с пищеварительным трактом, таких как воспаление кишечника или инфекции.

Кожа и кишечник содержат особую популяцию белых кровяных клеток, называемых внутриэпителиальными лимфоцитами. В целом было неизвестно, как регулируется деятельность этих клеток в состоянии неполной активации.  Используя визуализацию и биохимические эксперименты, исследовательская группа во главе с Марком Велдхоеном показала, что это частично связано с различиями в митохондриях клеток.

«Мы предположили, что живущие в кишечнике белые кровяные клетки могут использовать энергию другим путем. Было удивительно видеть, что изображение митохондрий дало картину, совершенно отличную от вида митохондрий в других лейкоцитах, что составляет основу новой гипотезы о различии митохондрий в клетках», – объясняет Марк Велдхоен.

При помощи электронного микроскопа с сильным увеличением исследователи изучили функциональность митохондрий. «Когда мы подробно проанализировали эти структуры, мы обнаружили изменения в липидах, которые образуют слой, отделяющий митохондрии от остальной части клетки», – говорит первый заместитель автора исследования Спела Коньяр, добавив, что «эти изменения заставляют «батарейки» работать иначе, как будто они находятся в «режиме низкого энергопотребления»».

Исследователи попробовали изменить состав липидов, и это изменило активационный потенциал клеток.

«Наши результаты показали, что липиды в митохондриях этих клеток могут изменить их метаболическое состояние и активность. Если митохондриальные липиды не расположены так же, как и в других лейкоцитах, клетки не могут быть активированы, когда это необходимо, – объяснил Марк Велдхоен и добавил: Это знание позволяет нам исследовать, как мы можем подавить эти клетки, когда они слишком активны и несут вред, например, при воспалениях кишечника, или как мы можем активировать их в случаях кишечных инфекций. Кроме того, выявление митохондрий может быть диагностическим маркером для состояния активации кишечных лейкоцитов».