Новый банк данных обитателей дальневосточных морей поможет бороться с обманом

Российские ученые создали банк генетических данных наиболее ценных видов рыб и беспозвоночных, которые обитают в дальневосточных морях России. Это позволит не только определять виды рыб и других промысловых морских обитателей по фрагментам органов и тканей, но и выявлять случаи, когда под видом дорогой рыбы продается более дешевая.

Доклад с результатами работы был представлен на конгрессе HydroMediT2018, который прошел в ноябре в Волосе, Греция. Исследования поддержаны грантом Российского научного фонда (РНФ).

Изучая процессы скрещивания у разных представителей дальневосточной морской фауны, российские ученые выяснили, как обмен генами между видами влияет на их эволюцию и на судьбу других групп животных, объединенных общими свойствами и признаками (таксонов).

Чтобы выявить гибриды, ученые использовали метод молекулярной идентификации: выделяли в молекуле ДНК короткие стандартные участки и определяли, в какой последовательности в них располагаются нуклеотиды.

Потом биологи сравнивали ее с эталоном для разных биологических видов в специальных базах данных. Если выделенная последовательность незначительно отличается от образца, можно считать, что изучаемый организм принадлежит к этому виду.

Используя такой метод, исследователи смогли определить границы видов, популяций и таксонов рыб и беспозвоночных животных, которые живут в дальневосточных морях, и узнать, как они скрещиваются. Биологи выяснили, что новые виды образуются тогда, когда животные долго находятся в изоляции. Тогда в родственных популяциях/таксонах многочисленные мутации накапливаются эволюционным путем. Причем достаточно редкие радикальные генетические преобразования могут привести к важным мутациям, появлению новых признаков и распространению видов в новых местах обитания.

Кроме того, ученые выяснили, что важную роль в процессах скрещивания и возникновения зон обитания гибридов сыграл человеческий фактор – технологическое вмешательство человека в окружающую среду. Именно оно влечет за собой изменение ареалов морских обитателей и разрушение естественных барьеров, которые изолируют виды друг от друга и препятствуют скрещиванию.

Исследование позволит не только определять виды рыб и других промысловых морских обитателей по фрагментам органов и тканей, но и выявлять случаи, когда под видом дорогой рыбы продается более дешевая.

Это поможет предотвратить фальсификации торговых марок в международной и внутренней торговле. Полученные данные также показывают, что антропогенное технологическое воздействие в дальневосточной морской акватории привело к разрушению популяций наиболее ценных видов водорослей, беспозвоночных (ракообразных, моллюсков, иглокожих) и позвоночных (рыб, морских птиц и млекопитающих) животных.