Новое соединение алюминия заставит переписать учебники

Химики получили первое стабильное нуклеофильное соединение с алюминием со степенью окисления –1. Данное вещество может стать основой новых методов синтеза материалов со связями между алюминием и углеродом или другими металлами. Статья с результатами опубликована в журнале Nature.

Химическая активность алюминия в основном связана с дефицитом электронов на внешних оболочках и, следовательно, результирующей электрофильностью — наличием свободной орбитали и возможностью присоединять электроны. С этим же свойством связаны основные применения соединений алюминия в промышленности, такие как реакции гидроалюминирования и метатезиса. Типичным примером такого вещества является хлорид алюминия AlCl3.

5e7783e5fb67371e6c659df061c6eeeaf6a83d1d.jpgГеометрическая и электронная структуры нового соединения алюминия. Jamie Hicks et al.

В новой работе химики из Великобритании и Финляндии пишут о синтезе, строении и свойствах нового соединения, в котором алюминий находится в степени окисления –1, но в целом проявляются нуклеофильные свойства, то есть стремление образовать связи с другими атомами посредством отдачи электронов. Новое вещество называется стабилизированный диметилксантеном алюминил калия, обладает ярко-желтым цветом, а его формула [K{Al(NON)}]2 (NON = 4,5-би(2,6-диизопропиланилидо)-2,7-ди-трет-бутил-9,9-диметилксантен).

У вещества есть несколько необычных свойств, следующих из нуклеофильности алюминия. При реакции с комплексами с магния формируются связи между двумя этими металлами, а при взаимодействии с электрофильным углеродом (например, с иодометаном) образуются алюминиевые алкилы (предельные углеводороды, у которых один атом водорода заменен, в данном случае на алюминий). Также с помощью этого вещества можно вставить алюминий в бензол, таким образом проведя подобную реакцию с первым металлом основой подгруппы, а не с благородными металлами, такими как палладий.