Лекарства из принтера и испытания на роботах: как новые технологии изменили фарму

Фото: iStock

Фармацевтические компании тратят все больше на научные исследования. По объемам инвестиций в разработку новых продуктов фарм-гиганты соревнуются с игроками из автопрома и ИТ-сектора. Кроме производства препаратов фармацевтические предприятия тратятся и на внедрение в свою работу инновационных технологий. Большие данные и искусственный интеллект помогут разрабатывать новые лекарства, а 3D-принтеры будут печатать таблетки для конкретного пациента с учетом его персональных особенностей и заболеваний. Разберемся, на какие еще ИТ-тренды делают ставку в фарме.

Использование больших данных для поддержки принятия решений может ежегодно приносить одной только системе здравоохранения США до $100 млрд. Что касается фармацевтической отрасли, то здесь есть несколько направлений работы с big data.

Во-первых, это клинические испытания. Перед выпуском нового препарата на рынок проводятся исследования его действия на пациентов. Так проверяется эффективность и безопасность нового лекарства. Однако найти участников для исследования оказывается непросто. Это связано, в том числе, со специфическими требованиями к состоянию испытуемых. В ряде случаев сформировать группу для тестирования не удается вообще — в 40% испытаний Национального онкологического института США не получилось набрать необходимое количество пациентов.

Чем больше сведений о потенциальных испытуемых получит компания до начала исследования, тем больше у нее будет шансов сформировать подходящую группу и успешно провести испытания. Записи в электронных медицинских картах, данные с датчиков на мобильных устройствах и даже социальные сети — это новые источники дополнительной информации о потенциальных участниках тестов. Когда фармкомпании с разрешения пациентов получают эти сведения и применяют инструменты для их обработки, им становится проще формировать группы для клинических испытаний.

Во-вторых, логистика. Этот пункт справедлив практически для любой индустрии, и фармацевтика — не исключение. Например, прошлым летом производитель лекарств от неврологических заболеваний встретил неожиданное препятствие: по маршруту его канала поставок ожидалось три урагана и одно землетрясение. Партнер компании предложил инструмент для мониторинга таких событий и прогнозирования потенциальных последствий. Это помогло доставить необходимые для производства материалы без происшествий.

В-третьих, прецизионная медицина. Это разработка лекарств под конкретную группу лиц — с учетом генной информации и других факторов. Такой подход гарантирует более высокую вероятность успеха при лечении заболеваний по сравнению с обычными лекарствами. За последние 5 лет ведущие фармацевтические компании удвоили объем инвестиций в прецизионную медицину.

В 2017 году разработчик ПО Infosys провел опрос ИТ-директоров компаний из разных сфер об использовании ИИ в их работе. Фармацевтические предприятия оказались самыми активными экспериментаторами с искусственным интеллектом. Роль ИИ в индустрии обсуждают на конференциях и саммитах. Johnson & Johnson, Sanofi, Merck & Co — крупнейшие фармацевтические компании — инвестируют в ИИ, в частности, в решения, использующие системы искусственного интеллекта при разработке лекарственных препаратов.

В последние годы целый ряд крупных игроков на рынке заключил партнерства с технологическими компаниями в области ИИ. Например, AstraZeneca работает с Ali Health, дочерней компанией китайской Alibaba, над системой, в которой ИИ будет находить подходящие препараты для конкретных пациентов. А Johnson & Johnson Innovation вместе с Janssen и WinterLight Labs, разработчиком ИИ-платформы для диагностики когнитивного здоровья, попытаются выявить факты возникновения нейродегенеративных заболеваний на ранней стадии путем анализа записей речи пациента.

По оценкам 2016 года на долю здравоохранения приходилось всего 1,6% всех инвестиций в сферу 3D-печати, однако ожидается, что в ближайшие 10 лет этот показатель вырастет до 21%.

Для фармацевтической отрасли 3D-печать в первую очередь открывает дорогу к персонализированным лекарствам. К примеру, некоторым группам пациентов критически важно, чтобы лекраство было быстродействующим. Исследователи биотехнологической компании FabRx, которая специализируется на 3D-печати, выяснили, что активные вещества из таблетки в форме пирамиды поглощаются телом быстрее, чем из таблетки цилиндрической формы. Меняя форму и размеры таблетки, фармацевтические компании получают возможность учитывать индивидуальные особенности организма пациентов и «печатать» препараты конкретно для них.

3D-печать также помогает в унификации производства — в перспективе один универсальный принтер заменит целый комплекс оборудования. Это поможет снизить стоимость изготовления препаратов.

Технология блокчейн находит применение в десятках сфер — от ретейла до производства. И медицина — не исключение. Как и в случае с другими технологиями, в фармацевтической отрасли есть несколько возможностей для применения блокчейна.

В 2013 году исследовательская компания PatientView провела опрос среди 600 групп пациентов. Респондентов попросили высказать мнение об их отношении к фармацевтической отрасли. Только 34% опрошенных дали индустрии «хорошую» или «отличную» оценку. С этим результатом фармацевтическая промышленность заняла 7-е место из 8 в секторе здравоохранения. Это говорит о том, что большая часть респондентов не доверяет фармацевтическим компаниям.

На то есть причина — по оценкам Всемирной организации здравоохранения, в развивающихся странах один из десяти медицинских препаратов является некачественным или поддельным. Кроме репутационных, фармацевтические компании несут из-за этого и финансовые потери. Рынок контрафактных лекарств оценивается в $200 млрд. Именно столько теряют компании, чьи лекарства заменяют подделками.

Возможным решением этой проблемы является блокчейн. Одним из его ключевых преимуществ для бизнеса выступает прозрачность транзакций. В контексте проблемы фармацевтического контрафакта решением могут быть такие сервисы, как BlockRX. Они позволяют отслеживать всю цепочку поставок лекарств на каждом этапе и исключать из нее контрафактную продукцию. Производителю поддельных препаратов не удастся выдать их за оригинальные лекарства и поставить в аптечные сети, если все операции будут фиксироваться в блокчейне. В случае с контрафактом станет ясно, что он не был произведен на лицензированном заводе.

Есть и еще одно практическое применение блокчейна — он позволяет компаниям вести учет лекарственных препаратов, реализация которых требует повышенного контроля (в частности, препаратов, отпускаемых строго по рецепту). Чтобы решить этот вопрос и упростить взаимодействие со всеми торговыми партнерами, одна из крупнейших фармацевтических компаний в мире — Merck & Co — внедрила приложение на базе блокчейна, которое позволяет узнать, где и когда препараты были упакованы, куда отправлены, прочую информацию о товаре.

Такие технологии, как ИИ, блокчейн и анализ больших данных, способны не только решить частные проблемы фармацевтических компаний, но и снизить стоимость производства лекарств. Технологии снижают риски и повышают вероятность успеха разработки новых препаратов, а значит, на производство затрачивается меньше ресурсов, оно обходится дешевле и на рынке быстрее появляются новые лекарства. Поэтому от внедрения новых технологий в фармацевтике выигрывают и сами компании, и пациенты.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

hightech.fm