Химики МГУ создали сверхчувствительный способ нахождения ртути в воде

Фото:Химический факультет МГУ/ Автор фото: Дарья Смирнова

Сотрудники химического факультета МГУ разработали новый аналитический метод определения ионов ртути в воде в сверхмалых концентрациях. Результаты работы опубликованы в журнале Analytical Letters. А сообщает об этом пресс-служба университета.

Ртуть – один из наиболее опасных загрязнителей природных вод. Предельно допустимая концентрация ртути в питьевой воде составляет всего 500 нг/л. При этом ртуть относится к числу основных добываемых природных ресурсов. И хотя в настоящее время в промышленности используются высокоэффективные очистные технологии, проблема загрязнения окружающей среды ртутью остается актуальной. Кроме того, значительные количества тяжёлых металлов попадают в окружающую среду косвенно, например, при сжигании каменного угля. Поэтому ученые стараются найти все более точные методы определения ртути в воде.

Исследователи под руководством доцента кафедры Кирилла Осколка разработали высокоточный (минимальная определяемая концентрация – 21 нг/л) способ обнаружения ионов ртути в воде с помощью метода рентгенофлуоресцентного анализа с полным внешним отражением. Суть метода в том, что под воздействием первичного рентгеновского излучения анализируемая проба испускает вторичное флуоресцентное рентгеновское излучение. Измерив его, можно получить информацию о природе химических элементов, присутствующих в пробе, и их количестве. На этом физическом эффекте основан рентгенофлуоресцентный метода анализа (РФА).

«Рентгенофлуоресцентный анализ с полным внешним отражением (РФА ПВО) – это современная разновидность метода. Она намного более чувствительна и очень удобна для прямого анализа вод. Новый метод используют для анализа самых разных объектов, например, растительного сырья, лекарственных препаратов, пищевых продуктов, биологических жидкостей, высокочистых полупроводниковых материалов», - пояснил Кирилл Осколок.

Ионы ртути определяют, добавляя в пробу воды комплексообразователи – обычно органические вещества. Получившиеся сложные комплексные соединения ртути испускают флуоресцентное излучение. Однако химики МГУ предложили использовать в качестве комплексообразователя неорганический иодид-ион I-. Преимущество иодидного комплекса, по словам авторов, в его высокой устойчивости, доступности и низкой стоимости. Из водной пробы комплекс иодида ртути экстрагируется небольшим (от десятков до нескольких сотен микролитров) количеством бензола. Затем экстракт комплекса в бензоле анализируют с помощью нового метода. Такая техника эксперимента позволяет минимизировать расход дорогостоящих реактивов, токсичных органических растворителей и работать с малыми количествами пробы.

Важно отметить, что разработанный метод весьма избирателен. Хром, марганец, железо и другие широко распространённые тяжелые элементы, которые могут присутствовать в анализируемой воде, при использовании метода РФА ПВО не мешают определению ртути вплоть до очень высокого значения концентрации «загрязнителей пробы» 0,2 г/л.