Генная инженерия создает безглютеновую пшеницу

Генетически спроектированные злаки могут быть более безопасными для страдающих целиакией. Генетически спроектированные злаки могут быть более безопасными для страдающих целиакией.

Франсиско Барро (Francisco Barro), специалист по биотехнологии растений из Института ресурсосберегающего земледелия, Испания, и его коллеги сумели создать генно-модифицированную пшеницу, содержащую гораздо меньше наиболее опасного типа глютена, но содержащей другие белки, придающие хлебу его характерный вкус и упругость. Для этого ученые использовали метод редактирования генов CRISPR/Cas9 для вырезания выбранных генов из генома пшеницы, чтобы избежать введения ДНК одного вида другому, потому что именно эта практика вызывает наибольшее отторжение, не говоря уж о том, что ГМ-зерновые вызывают жаркие споры по всему миру. Полученные результаты изложены в статье, опубликованной в журнале Plant Biotechnology Journal.

Проблема в том, что аппетитная структура свежевыпеченной булочки в большой степени обусловлена глютеном — группой белков, содержащихся в пшенице, ржи и ячмене. Но у людей с целиакией — серьезным автоиммунным заболеванием — глютен повреждает тонкий кишечник. Более мягкую нетерпимость к глютену могут иметь и многие другие люди, которые поэтому избегают употребления глютенсодержащих продуктов. Поэтому безглютеновый хлеб выпекается в основном из других видов муки, например рисовой и картофельной, поэтому по вкусу он отличается от пшеничного хлеба.

Исследование, которое проводила группа Барро, было нацелено на альфа-глиадины — глютеновые белки, которые считаются главным источником проблем для иммунной системы. Ученые спроектировали участки генетического материала, которые побуждают «белок-ножницы» Cas9 вырезать 35 из 45 генов альфа-глиадинов. Испытания этой ГМ-пшеницы в чашке Петри показали, что она дает на 85% более слабую иммунную реакцию.