Физики изучили расхождения результатов фотоядерных экспериментов

Металлический цирконий. Wikimedia Commons

Сотрудники физического факультета и Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д.В. Скобельцына МГУ имени М.В.Ломоносова проанализировали результаты нескольких фотоядерных экспериментов для подтверждения их достоверности. Также учёные нашли ошибки в расчетах данных для некоторых ядер и исправили их. Результаты исследования были опубликованы в журнале European Physical Journal A.

В настоящее время учёные проводят много фотоядерных экспериментов для того, чтобы получить квазимоноэнергетические фотоны — фотоны, энергия который известна не точно — исследовать их и определить их применение на практике. Но из-за отсутствия источников моноэнергетических фотонов — фотонов, энергия которых хорошо известна — экспериментаторы вынуждены применять разные способы получения квазимоноэнергетических фотонов. Это приводит к существенным различиям в условиях экспериментов и систематическим расхождениям их результатов, намного превышающим их статистические погрешности. Авторы сравнили результаты нескольких таких экспериментов и проверили их на достоверность.

«Суть нашей работы в том, чтобы с использованием предложенных ранее физических критериев исследовать достоверность результатов по фоторасщеплению изотопов 90,91,92,94Zr, вызывающих большой научный интерес», — рассказал один из авторов статьи Владимир Варламов, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник отдела электромагнитных процессов и взаимодействия атомных ядер НИИЯФ МГУ.

Авторы проводили исследования достоверности экспериментальных данных по сечениям парциальных фотонейтронных реакций на ядрах 90,91,92,94Zr с помощью предложенных ранее объективных физических критериев достоверности, представляющих собой некоторые отношения сечений реакций, которые по определению не могут превышать определенных абсолютных значений. Сечение ядерной реакции — это величина, которая определяет вероятность взаимодействия элементарной частицы с атомным ядром или другой частицей.

Превышение значения этих критериев означает, что те или иные сечения реакций были получены недостоверно из-за наличия в методах их определения существенных систематических погрешностей. С помощью физических критериев ученые установили, что экспериментальные данные для ядер 90,91,92,94Zr не достоверные. С помощью специального метода оценки, использующего физические критерии достоверности, для всех ядер 90,91,92,94Zr авторы получили новые оцененные сечения реакций, удовлетворяющие критериям достоверности, проанализированы их расхождения с экспериментальными сечениями.

«Эти исследования позволят получить сечения различных фотоядерных реакций на разных ядрах, которые будут соответствовать критериям достоверности. Это улучшит существующую электронную базу фотоядерных данных Международного агентства по атомной энергии. Также это поспособствует уточнению либо пересмотру оценок некоторых физических эффектов, которые определяют основные характеристики электромагнитных взаимодействий, соотношения теоретических моделей, описывающих эти взаимодействия, характеристики фотоядерных процессов в разнообразных приложениях», — заключил ученый.