Европейский суд приравнял CRISPR-продукты к ГМО

Alexis Baden-Mayer / flickr.com

Европейский суд постановил, что на сорта растений и виды животных, созданные с помощью методики редактирования генома CRISPR, должны распространяться те же ограничения ЕС на выращивание и продажу, что и на генетически модифицированные организмы (ГМО). Соответствующее решение суд вынес в среду.

В 2016 году французское правительство после обращения коалиции экологических организаций попросило суд определить правовой статус живых организмов, созданных с помощью точечного редактирования генома (прежде всего имелся в виду метод CRISPR/Cas9, который уже использовался, например, чтобы лишить помидоры семян или сделать так, чтобы шампиньоны не темнели на воздухе). Научное сообщество надеялось, что, поскольку эти методы не используют целые гены из других организмов, суд приравняет их к другим способам мутагенеза, например, к облучению растений, а не к генетической модификации.

Теперь по решению высшей судебной инстанции ЕС, на организмы, модифицированные с помощью CRISPR/Cas9 и других подобных технологий, будет распространяться директива ЕС 2001 года, устанавливающая жесткие ограничения по безопасности и предварительному одобрению регуляторными органами для ГМ-продуктов. Суд, в частности, постановил, что исключения из директивы распространяются только на методы мутагенеза, безопасность которых доказана многолетней практикой — и CRISPR к таким методам пока не относится.

Европейские экологические активисты приветствовали решение, отмечая, что строгие правила должны распространяться на все подобные продукты независимо от конкретного способа генетической модификации. EuropaBio, отраслевая ассоциация европейских биотехнологических компаний, через своего представителя назвала решение суда шагом назад и добавила, что миллиарды евро, вложенные государствами и бизнесом в исследования CRISPR-технологий в сельском хозяйстве, теперь не смогут принести практические результаты для европейских фермеров.

Журнал *Nature *со ссылкой на опрошенных экспертов отмечает, что CRISPR-исследования в Евросоюзе продолжатся, однако интерес бизнеса и грантодателей к разработке таких продуктов сильно упадет из-за фактического отсутствия у них краткосрочных коммерческих перспектив. Журнал *Science *добавляет, что получение всех необходимых разрешений на работу с ГМ-растениями обходится в ЕС в среднем в 35 миллионов долларов, что сделает разработку CRISPR-сортов слишком дорогой для небольших компаний и исследовательских организаций.

По мнению Nature, разработчики таких сортов растений, скорее всего, уйдут из Европы в более выгодные юрисдикции. В частности, американский минсельхоз, отказавшийся регулировать оборот нетемнеющих шампиньонов и других CRISPR-продуктов, мотивирует это именно тем, что они фактически неотличимы от продуктов, полученных традиционными методами селекции.

В середине июля группа британских ученых показала, что использование системы CRISPR/Cas в клетках млекопитающих приводит к появлению в тех местах генома, куда направлен инструмент, больших делеций размером в тысячи нуклеотидов и геномных перестроек. Пока это ничего не говорит об опасности CRISPR-продуктов для человека, а лишь указывает на необходимость дополнительных исследований этого вопроса.

Подробнее о том, что такое CRISPR/Cas9, читайте в нашем материале «Запомните эти буквы».

Автор: Ольга Добровидова