Страшные воспоминания можно стереть

Американские ученые обнаружили, что некоторые звуки могут вызвать тревожные воспоминания, и это открытие помогло найти новый подход к стиранию неприятных воспоминаний из мозга. Исследование было опубликовано в журнале Neuron.

Исследователи изучили область мозга генно-модифицированных мышей, связанную с обработкой звука (гиппокамп), и область, отвечающую за эмоциональные воспоминания (миндалевидное тело). Исследователи смогли маркировать нейронные каналы в мозге грызунов, по которым сигналы передаются в миндалевидное тело. Это помогло определить, по каким каналам передаются звуки, которых мыши боятся. Один из авторов исследования сравнил этот подход с телефонными линиями: каждая из них передает определенную информацию в миндалевидное тело.

В первой части эксперимента ученые включали для мышей высокочастотные и низкочастотные звуки. Одновременно с первым типом сигнала грызунов били электрическим током. В дальнейшем мыши, услышав этот звук, не двигались из-за испуга.

Далее ученые сравнили, как мозг мышей реагирует на высокочастотные и низкочастотные звуки. Оказалось, что канал, по которому первый сигнал передавался грызунам, которых били током, укрепился. Другой канал остался неизменным.

В ходе последнего этапа эксперимента исследователи включали этим же грызунам высокочастотные сигналы без физического воздействия, и спустя некоторое время мыши перестали бояться, но нейронный канал не вернулся в исходное состояние.

Автор исследования прокомментировал:

«Избавление от страха — основа психологической терапии, направленной на лечение посттравматического стрессового расстройства. Тем не менее после двухнедельного курса может произойти рецидив и чувство страха возникнет снова».

От воспоминаний о страхе ученые смогли избавиться при помощи оптогенетики. Для этого они ввели вирус в нейроны канала, передающего высокочастотные звуки. С его помощью исследователи контролировали активность этих нейронов — внутри клетки начинал образовываться белок, реагирующий на свет. Таким образом, ученым удалось ослабить связи между нейронами канала, по которому поступал «страшный» звук, и спустя некоторое время мыши его уже не боялись.

Исследователи считают, что технологию рано проверять на людях, страдающих от посттравматического расстройства, но это открытие — большой шаг в поиске способа избавления от неприятных воспоминаний.