Способность к пространственному мышлению оказалась наследственной

Психологи-когнитивисты определили, что пространственное мышлениеустроено намного проще, чем считалось ранее и передается по наследству. Их исследование, опубликованное в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences,поможет узнать, какие гены отвечают за пространственную способность.

Пространственная способность – это навык, отвечающий за мысленноеоперирование пространством и расположением предметов. Когда человекпредставляет себе трехмерную фигуру или ориентируется по карте, он применяетпространственную способность.

Недавние исследования показали, что хорошо развитая пространственная способность может быть показателембудущих успехов в сферах, связанных с естественными науками, математикой и технологиями.

До сих пор структура пространственной способности, а также генетическиеи определенные средой предпосылки ее развития мало изучены. Предполагают, что онасостоит из нескольких компонентов, каждый из которых развивается отдельно и действуетв комплексе с другими. Среди таких компонентов «пространственная визуализация»,«мысленное вращение», «пространственные отношения» и другие.

Чтобы понять структуру и этиологию пространственной способности,авторы новой работы исследовали почти полторы тысячи пар близнецов. Выборка из TEDS, крупномасштабного исследования раннего развития близнецов, дала возможностьпроследить зависимость пространственной способности от генетики и воспитания. Дляизмерения способностей исследователи использовали батарею из десяти тестов, которые охватилибольшинство предполагаемых компонентов способности.

С помощью анализа взаимных корреляций (EFA и CFA) ученые показали, что все пространственная способность могут быть описаны как единый фактор. Также они выяснили, что вариации способности в значительной степени(около 69%) наследуются и частично (около 23%) зависят от индивидуальных факторов среды.

Это означает, что каждое исследование, в котором любой компонентпространственной способности связан с данными генетических исследований, позволитустановить связь между генами и пространственной способностью в целом. Этозначительно облегчит поиск генов, которые ответственны за пространственноемышление. Однако поиск таких генов все еще остается трудной задачей, скореевсего пространственная способность наследуется сцеплено и тесно связана собщим интеллектом.

Интересно, что в новом исследовании ученые не обнаружили значительной корреляции между полом и пространственным мышлением, хотя известно, что у мужчин и женщин оно развито по-разному, а норвежские ученые даже нашли зависимость между уровнем тестостерона и способностью ориентироваться в пространстве.