Сибирские ученые выяснили, почему фуллеренолы имеют свойства антиоксидантов

© Сергей Савостьянов/ТАСС

МОСКВА, 13 декабря. /ТАСС/. Исследователи из Сибирского федерального университета (СФУ), Томского политехнического университета и нескольких институтов Сибирского отделения РАН представили исследование антиоксидантной активности фуллеренолов – водорастворимого производного фуллерена. Статья с исследованием опубликована в издании Biochemistry and Biophysics Reports.

Фуллерены – это молекулярные соединения, открытые в 80-х годах прошлого столетия. Молекулы фуллерена – это выпуклые замкнутые многогранники, которые состоят из четного числа трехкоординированных атомов углерода, то есть таких, каждый из которых связан с тремя другими. Молекулу фуллерена можно назвать «футбольным мячом», стенки которого состоят из одного слоя углерода. Фуллерен обладает свойствами, которые позволяют, например, создавать на его основе материалы прочнее алмаза, новые источники питания и лекарства, кроме того, ранее выяснилось, что фуллерен имеет антиоксидантные свойства.

Российские ученые раскрыли механизмы антиоксидантной активности водорастворимой формы фуллеренов, получивших название фуллеренолы. Исследователи выяснили, что антиоксидантным эффектом обладают даже ультра-разбавленные растворы фуллеренолов. Им удалось установить, что такое действие фуллеренола можно объяснить феноменом гормезиса. Гормезис – это стимулирующее действие стрессовых факторов при их малой интенсивности воздействия. Такой феномен установлен, например, при влиянии на организм радиации.

large-preview-fulleren.jpg

Специфика фуллеренола в том, что он не подавляет естественного уровня свободных радикалов в организме, а становится активным лишь в условиях повышения их концентрации. При этом мутаций в ДНК при воздействии фуллеренолом не происходит, то есть его можно считать безопасным. Таким образом, получены новые подтверждения возможности использования фуллеренолов как эффективных антиоксидантов.

Авторы исследования подчеркивают, что требуются дальнейшие исследования механизмов воздействия фуллеренолов и возможных последствий этих воздействий на организм человека.

tass.ru