Российские ученые разработали наноконтейнеры для доставки лекарств к опухоли

В основе разработки — применение биосовместимых и биодеградируемых кремниевых наночастиц.

Ученые из МГУ, МИФИ, Российского Онкологического Научного Центра имени Н.Н. Блохина и ИТЭБ РАН в соавторстве с коллегами из Финляндии нашли способ доставки препаратов непосредственно к клеткам опухоли без нанесения вреда окружающим здоровым клеткам. В основе разработки — особых наноконтейнеров — применение биосовместимых и биодеградируемых кремниевых наночастиц. Статья опубликована в издании Journal of Controlled Release, сообщает пресс-служба ИТЭБ РАН.

Такие частицы пронизаны множественными порами, за счет чего способны буквально впитывать в себя различные вещества. Внутрь наночастиц вводят лекарственный препарат, действие которого направлено на гибель опухолевых клеток. Далее исследователи используют свойство злокачественных опухолей накапливать внутри себя любые включения, которые могут находиться в организме даже в ничтожно малом количестве.

Чтобы лекарство не выходило из пор, частицы покрывают термочувствительным полимером. После того, как такие «запечатанные» наночастицы введены в опухоль, лекарственный препарат «выпускают» в результате изменения свойств полимера при нагревании до температур выше 370С, подвергая частицы электромагнитному или инфракрасному облучению. После этого частицы выводятся из организма естественным путем.

Ученые продемонстрировали в экспериментах, что при использовании такого покрытия для наночастиц эффективность противоопухолевых препаратов многократно возрастает. После однократного введения системы наночастиц с полимерным покрытием, несущей противоопухолевые препараты, для лечения мышей с привитой опухолью в сочетании с электромагнитным излучением отмечалось явное подавление роста карциномы и продление жизни испытуемых животных.