Президент РАН А. М. Сергеев: Физика даёт новые возможности в медицине

Беседа с журналистом РБК состоялась в «альма-матер» академика Сергеева – в Институте прикладной физики, где он проработал 40 лет с года основания, стал его третьим директором и по сей день работает по совместительству.

По словам Александра Михайловича, в институте происходит много важного и интересного. Например, разрабатываются различные источники излучения - акустические, лазерные и СВЧ. Существует единый для учёных всего мира язык волновой физики, который понимают все специалисты. «Если говорить об источниках СВЧ-излучений, то здесь мы занимаем лидирующие позиции, – подчеркнул Александр Михайлович. – Наши установки имеют мощность больше мегаватта. Раньше строились электростанции такой мощностью, а мы создаём аналогичные условия в лабораторных условиях». Ещё одно направление работы института – это радиолокация, наращивание алмазов путём создания для этого специальных плазмо-химических условий, что чрезвычайно важно во многих отраслях промышленности и в медицине. Что касается источников лазерного излучения, то здесь институт также один из пионеров такого рода исследований.

Интервью с академиком Сергеевым состоялось в лаборатории, где находится один из самых мощных в мире лазерных комплексов. Уникальность его – в возможности фокусировать в очень короткий интервал времени очень мощный импульс излучения, что даёт принципиально новые возможности.

«Происходит нечто невиданное – меняются свойства вещества, – рассказал А. М. Сергеев. – Наш лазер – прототип еще более мощного лазера, который сможет концентрировать в одной точки колоссальные мощности, и в этом случае вакуум будет вести себя непонятным образом, что крайне важно для фундаментальной науки».

Институт является обладателем самых мощных источников низкочастотных излучений, что находит своё применение в изучении мирового океана. Это, например, по словам академика Сергеева, исследование поверхности воды, той зоны, где зарождаются ураганы. Оказалось, что в этих разрушительных явлениях определяющую роль играет процесс взаимодействия океана и атмосферы. Ветер раздувает волны, формирующие брызги, и это явление оказывается наиболее эффективным с точки зрения обеспечения энергообмена.

Помимо этого, институт стал одним из пионеров в области исследования гравитационных. «Это удивительный объект, – рассказал А. М. Сергеев. – Сто лет ученые пытались их детектировать, и мы стали участниками одного из таких проектов. То, что сегодня нам это удалось, – огромное событие в мире науки, которое можно приравнять к открытию нового органа чувств, нового источника получения информации из глубин Вселенной».

Институт исторически занимается не только фундаментальной наукой, но и важными прикладными задачами. А. М. Сергеев напомнил, что существует единая ось: фундаментальная наука, поисковая часть и практический результат. Причём поиск – это большой риск, поскольку велик риск не получить задуманное.

Как пример – электронно-эмиссионная томография, чрезвычайно эффективная для диагностики онкологических заболеваний. Однако, несмотря на то, что у нас в стране есть своё производство изотопов и свои источники гамма-излучений, для получения такой диагностики людям порой приходится ехать через пол страны. Электоронно-эмиссионных томографов остро не хватает, их можно пересчитать по пальцам одной руки. А отечественных нет вообще, хотя создать их было бы возможно. Для этого нужно внимание государство, которое должно дать соответствующие поручения Минздраву и Минатому.

Для А. М. Сергеева задачи онкодиагностики и терапии в свете возможностей внедрения разработок института – в числе приоритетных. Он напомнил о том, что сегодня онкология становится проблемой номер один, обгоняя сердечно-сосудистые заболевания, где в последнее время достигнуто много новых возможностей по снижению смертности. «Онкология – наша общая проблема, – подчеркнул А. М. Сергеев. – Человечество стареет, ищет новые возможности продления жизни, а это означает риск возникновения новых мутаций».

large-preview-sergeev2.jpgПрезидент РАН академик А.М. Сергеев, находящийся с рабочей поездкой в Нижний Новгород, дал интервью телеканалу РБК

По словам академика Сергеева, многие из направлений работы института могут получить приложение для практической онкологии. Это создание компактных установок для протонной терапии, использование СВЧ-установок для точечной терапии опухолей, когда в магнитных ловушках можно получать высокотемпературную плазму, обеспечивающую нейтронно-захватную терапию. Сегодня она доведена до пациентов и показала высокую эффективность. В институте существует лаборатория, где с помощью гиротронов удаётся получить быстрые протоны и нейтроны.

Оптическое излучение – это такое востребованное сегодня направление, как биофотоника, дающее возможность использования новых типов лазерного излучения для диагностики онкозаболеваний и получения абсолютно новой информации во многих отраслях народного хозяйства – например, в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Сегодня в институте разработаны оптические томографы, уже находящиеся на третьей стадии исследований – в одном шаге от производства.