Обнародована технология бесконечного выращивания клеток

Фото: EAST NEWS

Ученые Джорджтаунского университета поделились революционной технологией, позволяющей бесконечно выращивать здоровые и больные клетки в лаборатории для «прямого репрограммирования».

Прямое репрограммирование — единственная известная методика выращивания здоровых или раковых клеток «как если бы они только что были взяты от пациента, и их размножения — миллионы можно вырастить за неделю», — говорит соавтор исследования, опубликованного в журнале Nature Protocols, профессор Сюэфэн Лю. Никаких генетических модификаций для роста клеток не требуется — все, что нужно, это специальные клетки-кормильцы и химический ингибитор.

Среди потенциальных возможностей, которые сулит это открытие, создание живых биобанков, персонализированная и регенеративная медицина, новейшие исследования рака. К примеру, в декабре профессор Лю и его коллега Ричард Шлегель смогли вырастить как здоровые, так и раковые клетки простаты, взятые у пациента. Это дает возможность понять происхождение этого заболевания. А биобанки могут открыть дорогу к замене поврежденных клеток на здоровые.

В одном из примеров ученые показали, что могут использовать эту технологию для производства новых и здоровых островков Лангерганса, клеток в хвосте поджелудочной железы, которые выделяют инсулин. Это упростит медикам поиск лекарства от диабета I типа, пишет EurekAlert.

Также ученые вырастили здоровые раковые клетки из тканей дыхательных путей, простаты, молочной железы, кишечника, и продолжительное время умножали их число путем репрограммирования.

«Мы могли бы выращивать клетки, замораживать и размораживать их, — говорит профессор Лю. — Подумайте об использовании таких клеток для регенерации кожи, создания заплаток на органы и изучения рака». Взятые у пациента, они не будут отторгаться организмом.

Ученые Вашингтонского университета вырастили из запрограммированных стволовых клеток новый хрящ, который сможет заменить поврежденный у больных артритом. Более того, при помощи генной терапии они заставили выращенный хрящ вырабатывать противовоспалительные молекулы, защищающие сустав.

hightech.fm