На V Форуме «Композиты без границ» обсудили основные направления развития отрасли

-->

На юбилейном V Форуме «Композиты без границ», который состоялся 18 октября 2017 года в Технополисе «Москва», лидеры отечественной индустрии композитов обсудили текущее положение дел в отрасли и поделились видением развития профильного рынка в России на ближайшие годы.

Оператором форума выступила компания UMATEX Group (Росатом) при поддержке Союза производителей композитов. Генеральный спонсор – «ФБГУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт». Официальный спонсор – АО «Препрег-СКМ». Компания партнер – Автономная некоммерческая организация «Комплекс инжиниринговых технологий Курчатовского института». Мероприятие проводилось под эгидой Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Представители крупнейших российских и иностранных компаний обсудили на форуме перспективы применения композитных материалов в приоритетных секторах экономики: судостроении, авиации, энергетике, автомобилестроении, строительстве, транспортной инфраструктуре и ЖКХ. В церемонии открытия V Форума «Композиты без границ» принял участие заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Сергей Цыб.

На пленарном заседание под названием «Композиты России – прорывные технологии и материалы: сегодня и завтра» Кирилл Комаров, первый заместитель генерального директора – директор Блока по развитию и международному бизнесу Госкорпорации «Росатом», рассказал о стратегии Росатома по развитию новых направлений бизнеса, в том числе композиционных материалов. Росатом традиционно обеспечивает производство углеродного волокна в стране. Старейшее предприятие «Аргон» было основано еще в конце 70-х годов прошлого столетия. В 2015 году в промышленную эксплуатацию был введен новой завод «АЛАБУГА-ВОЛОКНО», мощностью свыше 1400 тонн углеродного волокна в год. Объем производства в состоянии удовлетворить российский рынок, емкость которого составляет всего 300 тонн в год. Продукция предприятия отвечает мировым стандартам и поставляется на экспорт.

Кирилл Комаров назвал два новых направления для использования композиционных материалов в атомной отрасли. Первое, Росатом рассматривает возможности использования композитных изделий для строительства АЭС. В их числе мобильные дорожные покрытия из композитов, композитные опоры освещения, быстровозводимые композитные мосты, фибра для упрочнения бетона, гибридная композитная арматура для производства и монтажа бетонных конструкций, композитные ограждения, сосуды высокого давления и композитные трубопроводы. Второе, использование композитов в создании ветроустановок. В планах Росатома локализация производства композитных лопастей с углеродным ребром жесткости и применение композитов в кожухах гондолы.

Отдельно Кирилл Комаров остановился на проблемах длительной квалификации и сертификации новых материалов в стратегические отрасли промышленности. В настоящее время этот процесс занимает более трех лет. Он рассказал, что Росатом совместно с Союзом производителей композитов и игроками рынка разработал ряд мер с целью сокращения сроков квалификации и сертификации новых материалов.

Александр Тюнин, генеральный директор UMATEX Group (Госкорпорация «Росатом») поделился своим видением, как масштабировать рынок углеродного волокна с 300т в 2017 году до 3000т в 2025 году. Он назвал четыре приоритетных направления, которые будут содействовать увеличению рынка в 10 раз. Так, реализация проектов производства композитных ветролопастей обеспечит потребление 500 тонн углеродного волокна в год. Локализация производства композитных сосудов высокого давления четвертого поколения увеличит потребление углеродного волокна на 700 тонн. Развитие производства спортивного инвентаря в состоянии увеличить рынок еще на 400 тонн в год. Потенциал применения композитов в строительстве составляет порядка 500 тонн. Также, на его взгляд, действенная мера для развития рынка – это поддержка кооперации между отечественными производителями композитов. С этой целью по инициативе UMATEX Group создается композитный промышленный кластер «Композиты без границ» на территории Республики Татарстан, Московской и Саратовской областей.

Сергей Ветохин, исполнительный директор Объединения юридических лиц «Союз производителей композитов» уточнил, что вопрос отсутствия необходимой нормативной технической документации для применения изделий из композитов будет полностью закрыт в 2017–2018 годах: «Это произойдет после утверждения и введения в действие всех разработанных в рамках государственной подпрограммы «Развитие производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них» сводов правил и стандартов, регламентирующих требования к изделиям из полимерных композитов, предназначенных для приоритетных секторов экономики». Сергей Ветохин также коснулся проблемы подготовки кадров в отрасли композитов: «Для решения проблем, связанных с уровнем компетентности кадров необходима комплексная работа по созданию системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения и оценки квалификации кадров композитной отрасли и отраслей-потребителей, включая разработку и последующее внедрение профессиональных и образовательных стандартов, а также наличие демонстрационных площадок для подтверждения специалистами всех уровней их компетенций».

Алексей Рахманов, президент АО «Объединенная судостроительная корпорация», привел примеры успешного внедрения инноваций и новых материалов в судостроении, а также обозначил «узкие места», требующие дополнительной проработки: «В судостроении композитные материалы давно и прочно вошли в жизнь. Мы используем многие преимущества композитов при создании кораблей. В ближайшее время выйдет в свой первый рейс гражданский катамаран проекта 23290, корпус которого изготовлен из композитных материалов. Я убежден, что судостроение будущего без композитов невозможно, как убежден и в том, что новые материалы должны применяться более масштабно» – подчеркнул глава корпорации.

Алексей Алтынбаев, заместитель директора ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», в ходе дискуссии отметил, что сегодня композитные материалы имеют стратегическую важность для промышленного развития и экономического роста: «Когда мы говорим о развитии рынка композитных материалов, мы должны понимать важность научной составляющей и исследовательской инфраструктуры для разработки и применения отечественных материалов и изделий. Только в полной мере используя научный потенциал, мы сможем сделать качественный рывок и использовать экспортные возможности». Анатолий Гайданский, генеральный директор АО «АэроКомпозит», поделился опытом работ над проектом создания композитного крыла нового пассажирского лайнера МС-21–300. Накануне форума первый опытный самолет совершил перелет с аэродрома Иркутского авиазавода в аэропорт «Раменское», г. Жуковский Московской области, для продолжения летных испытаний. Спикер напомнил, что в конструкции крыла доля композиционных материалов составляет порядка 75%. В планере – меньше. Из композитов изготовлена часть центроплана и хвостовое оперение. «Мы довольны результатами летных испытаний МС-21. По первым оценкам, машина подтверждает заявленные характеристики во весу и топливной эффективности. Системы ведут себя штатно, конструкция не вызывает опасений с точки зрения развития трещин и повреждений. Аэродинамические параметры композитного крыла значительно выше, чем изготовленного из классических алюминиевых материалов», – отметил спикер.

Денис Гращенков, заместитель генерального директора ФГУП «ВИАМ» ГНЦ Российской Федерации, рассказал о перспективах применения композитов в городском хозяйстве – в создании мостов и других инженерных объектов. По его словам, при поддержке Минпромторга РФ был создан первый в России автомобильный мост, где в несущих конструкциях были заложены композитные материалы. Проект был реализован в Ульяновской области.

Дмитрий Коган, генеральный директор «Препрег-СКМ», выразил мнение, что российские материалы имеют экспортный потенциал. Но для того, чтобы быть успешными на мировом рынке необходимо понимать тенденции развития: «Мировой рынок растет в тоннаже, но становится более зрелым. Он начинает делиться на два сегмента. Первый – кастомизированный сегмент, который включает хай-энд материалы. Например, в авиации килограмм материала может стоить 150 долларов. Второй – масс-маркет. Увеличивая объемы производства автомобилей, ветроустановок, производители начинают оказывать давление на производителей композиционных материалов с точки зрения снижения их стоимости. Пять лет назад углеродное волокно стоило 20–25 евро за кг, а сейчас 15 евро». Он также отметил, что основной тренд развития отрасли – это увеличение влияния доли полимерной матрицы: «В части углеродных волокон мы уже получаем достаточные характеристики по жесткости и по прочности, а что касается технологичности, экономичности, пожаробезопасности, скорости переработки материалов – все это ставит дополнительные задачи перед разработчиками и производителями полимерных матриц».

В рамках форума прошла Межотраслевая конференция по применению композитов и изделий из них в транспортной инфраструктуре, строительной индустрии и ЖКХ. На секциях: «Применение композитов и изделий из них в транспортной инфраструктуре» и «Применение композитов в строительной индустрии и ЖКХ» выступили представители ведущих производителей композиционных материалов и изделий из них для строительной индустрии.

Отраслевые секции были посвящены следующим темам: «Перспективные материалы», «Применение композитов в транспортном машиностроении», «Инжиниринг и материалы». На форуме также состоялся круглый стол «Проблемы и перспективы развития профессионального образования в области композиционных материалов» с участием представителей сферы образования.

Участники форума посетили мастер-класс по формованию багажника автомобиля из углеродных тканей производства UMATEX Group методом вакуумной инфузии и экскурсии в R&D центр UMATEX Group, а также научно-исследовательский центр и цех по производству мультиаксиальных тканей «Препрег-СКМ».

В выставочной зоне форума работал «Салон композиционных материалов», где были представлены: карбоновый чемодан и дипломат, карбоновое крыло беспилотника, карбоновый автомобиль команды МГТУ им. Баумана, изготовленный в рамках проекта «Формула Студента», винная подставка, настенные часы и даже стул, выполненные из углеродных тканей, кузовные детали автомобиля, образец балки, усиленной углеродными лентами производства компании «Препрег-СКМ» и многие другие уникальные изделия. Самым популярным экспонатом стал карбоновый автомобиль Audi R8. Компания Carbon Factory изготовила с применением углеродных тканей все элементы кузова автомобиля методом вакуумной инфузии. В данном проекте использовался уникальный метод укладки углеволокна в стык на протяжении всего корпуса автомобиля. Капот, крылья и другие элементы кузова изготовлены с лицевой и обратной сторон полностью идентично оригинальным деталям. Панели интерьера автомобиля изготовлены методом ламинации углеродной тканью плотностью 240гр/м2.

Участниками форума стали более 500 человек. В их числе представители компаний производителей композитов и оборудования для производства композитов – российские и международные, строительные организации, авиационные предприятия, судостроительные предприятия, компании по созданию спортивного инвентаря, научно-исследовательские институты, технические университеты, федеральные и региональные органы власти.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Umatex