Кипение крови от лазерного излучения оказалось ключом к лечению варикоза

Кипение крови от использования лазерного излучения является главным фактором успешного лечения варикозного расширения вен у человека. К такому выводу пришла группа российских исследователей. По мнению ученых, дальнейшее изучение этого процесса поможет упростить медицинскую технологию и сделать ее более дешевой для населения. Результаты научной работы опубликованы в журнале Quantum Electronnics.

Было проведено исследование физических процессов, которые происходят внутри вены во время лечения варикоза лазером (эндовазальной лазерной коагуляции вен). Ученые обнаружили, что кипение крови в вене под воздействием излучения — главный фактор, который обеспечивает лечебное действие лазера.

«Варикоз лечат лазером уже около 20 лет, но физический принцип этого метода до конца не был ясен. Принято считать, что лечебный эффект (денатурация или закрытие вен) происходит за счет повреждения эндотелия — внутренних клеток стенок сосудов. Наши исследования показали, что эндотелий повреждается из-за температурного воздействия на кровь. Кипящая кровь создает объемные горячие струи, из-за которых стенка вены начинает закрываться», — объяснил соавтор статьи Артем Киселев (ДВФУ).

По мнению ученого, в перспективе это исследование позволит развить более доступные технологии лазерного лечения варикоза. Сейчас большинство флебологов работают на специальном оборудовании, которое обрабатывает вены лазером с циркулярным световодом. Если дальнейшие исследования подтвердят, что обработка вены происходит именно благодаря кипению крови, для этой процедуры можно будет использовать более простые и дешевые торцевые световоды.

«Стало ясно, что любой световод на низкой мощности (до 10 Вт) вызывает эффект закрытия вены. С учетом нашего опыта мы можем разработать новый алгоритм выполнения лазерной коагуляции: сколько минут проводить манипуляции, на каком участке вены, какую мощность использовать и как долго обрабатывать каждый сантиметр», — добавил Киселев.

В работе, помимо исследователей из Школы биомедицины ДВФУ, также приняли участие ученые Российской академии наук — сотрудники Института фотонных технологий (Москва), Института проблем химической физики (г. Черноголовка), Тихоокеанского океанологического института (Владивосток) и других исследовательских организаций.