Гены матери и отца могут работать по отдельности

Изображение с сайта naked-science.ru

Принято считать, что нашему организму «все равно», от кого из родителей получена та или иная копия гена. Но иногда клетка активирует лишь гены, полученные от матери или отца – к такому неожиданному результату пришли ученые из Университета Юты, статью которых публикует журнал Neuron.

Кристофер Грегг (Christopher Gregg) и его команда исследовали активность генов в нейронах новорожденных мышей – и главное их внимание привлекли клетки дорсального ядра шва, части продолговатого мозга, которая играет важную роль в обмене серотонина. Ученые обнаружили, что около 85 процентов генов у этих нейронов активируются избирательно – либо с хромосом, полученных от матери, либо с тех, что были унаследованы от отца. Вскоре эта асимметрия пропадала: уже на 10-й день после рождения число асимметрично активировавшихся генов падало до 10 процентов.

Максимально асимметрия проявлялась в ядрах шва, однако ученые провели широкомасштабный скрининг данных в генетических библиотеках и обнаружили, что это же свойственно и другим областям мозга, а также прочих органов тела. Среди этих генов у мышат авторы выделяют паралог человеческого гена DEAF1, нарушения активности которого могут быть связаны с развитием аутизма и других расстройств.

Вообще, ученые пока что затрудняются назвать биологическую роль такой неравной экспрессии генов, однако уверены, что она имеет большое значение и для развития мозга, и для связанных с ним болезней – и может объяснить некоторые их парадоксы. Например, Греггу и его соавторам удалось показать, что в некоторых случаях нейроны экспрессируют мутантную, поврежденную копию гена, хотя по соседству имеется вполне нормальный здоровый вариант.