Бактерии будут делать основу для антимикробных повязок

Wladimir Bulgar/Getty Images

Красноярские ученые разработали композитные пленки из бактериальной целлюлозы, нагруженные антибиотиками и наночастицами серебра. В экспериментальных условиях образцы подавляют развитие модельных культур патогенных организмов: кишечной и синегнойной палочек, стафилококка, клебсиеллы. Исследователи отмечают, что полученные пленки могут быть использованы для производства антибактериальных раневых покрытий. Результаты работы опубликованы в журнале Polymer Testing.

b188147977ce6dedaf6426c2dc8093c50c14474e.jpgКомпозитная пленка из бактериальной целлюлозы с добавкой наночастиц серебра (слева). Волокна целлюлозы с агрегатами из наночастиц серебра, изображение получено с помощью сканирующего электронного микроскопа (справа). Татьяна Волова

Бактерии производят эту целлюлозу как побочный продукт жизнедеятельности. Она близка к растительной, при этом обладает рядом уникальных свойств: отличается высокой биосовместимостью, не вызывает аллергических реакций или токсичных эффектов при контакте с живыми клетками, а ее наностроение похоже на структуру тканей человека.

Недавно красноярские ученые выделили и запатентовали штамм уксуснокислых бактерий Komagataeibacter xylinus B-12068, способный производить целлюлозу в больших количествах. Это позволило перейти к экспериментам по использованию бактериальной целлюлозы в биомедицинских целях. Исследователи протестировали несколько антимикробных пленок, представляющих собой композиты целлюлозы с антибиотиками цефтриаксоном и амикацином или наночастицами серебра.

Для создания раневых покрытий, нагруженных антибиотиками, пленки пропитывали раствором лекарственного препарата и высушивали. Технология получения покрытий с наночастицами серебра была более сложной. Сначала целлюлозные пленки нагревали в растворе нитрата серебра, а после замораживали, высушивали и прессовали в вакууме.

1c78ca88f867ee68a9fe679dc6fe3c541e656c53.jpgАнтибактериальные диски подавляют рост патогенных микроорганизмов. Татьяна Волова

«Мы детально исследовали свойства полученных покрытий, их способность связывать белки и выделять действующие антимикробные соединения. Оба типа пленок были эффективны в качестве потенциальных раневых покрытий. Пленки с антибиотиками оказались чуть более эффективны, чем с наночастицами серебра, в подавлении патогенных микроорганизмов. Однако пленки с серебром были не токсичными при контакте с клетками, формирующими эпидермис», — рассказала один из авторов статьи Татьяна Волова, заведующая лабораторией Института биофизики ФИЦ КНЦ СО РАН, профессор Сибирского федерального университета.

По словам ученых, такие материалы можно использовать для лечения ран, в том числе осложненных гнойной инфекцией. Важно, что у них есть штамм бактерий — производителей целлюлозы и относительно простая технология получения антибактериальных покрытий.