Заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам

-->

Под председательством Владимира Путина в Кремле состоялось первое заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам

Президент объявил о создании Совета на Петербургском международном экономическом форуме. Глава государства подчеркнул, что Совет будет заниматься реализацией ключевых проектов, направленных на структурные изменения в экономике и социальной сфере, а также на повышение темпов экономического роста.

Стенографический отчёт о заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы проводим первое заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Он призван стать центром поиска решений по структурным преобразованиям в экономике и социальной сфере. Обозначать направления, которые являются определяющими для ускорения экономического роста, для повышения качества жизни и благосостояния граждан Российской Федерации. При этом крайне важно сохранить преемственность целей, закреплённых в майских указах Президента 2012 года.

По каждому направлению должны быть сформулированы и запущены приоритетные проекты. Совет будет ставить задачи, определять способы их решения и контролировать ход реализации проектов.

Предстоящая работа должна носить общенациональный характер. К ней надо привлекать экспертов, предпринимателей, гражданских активистов. Именно поэтому я сегодня попросил вас здесь собраться, чтобы поговорить об этом, и ранее попросил коллег таким образом сформировать состав, чтобы в него входили представители и деловых объединений, и Общественной палаты.

Совет будет опираться на президиум, который станет штабом проектной работы, играть главную роль в отборе проектов, координировать деятельность министерств и ведомств, регионов Российской Федерации. Президиум Совета возглавит Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев.

Отмечу, что проектная работа начинается не с чистого листа. Реализовав национальные проекты, удалось добиться значимых результатов в образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве, жилищной сфере. Помните, как мы над этими проектами ранее работали. Такой подход был использован и в рамках Совета по модернизации экономики. Этот опыт, успешные практики, безусловно, будут полезны при решении сегодняшних системных задач национального развития.

Но нужно понимать, конечно, и мы, безусловно, знаем это, что они – сегодняшние задачи – намного более сложными являются, чем прежние. Текущая ситуация принципиально отличается от середины 2000-х, когда были запущены эти национальные проекты. Тогда внешняя конъюнктура складывалась более благоприятно, имею в виду и экономическую, и политическую.

Сейчас нужно работать в условиях известных серьёзных ограничений. Но, безусловно, без этого проектного подхода нам сегодня не решить стоящие перед страной задачи, и нужно опираться на то, что мы имели раньше, нужно иметь в виду сегодняшнюю ситуацию и, конечно, наилучшие практики администрирования работы в сфере экономики и решения стоящих перед нами задач.

Необходимо максимально сконцентрировать финансовые, административные, управленческие ресурсы, усилить ответственность за решение поставленных задач, увеличить отдачу от использования финансовых ресурсов.

Подчеркну: нельзя рассматривать проекты как заявку на освоение бюджетных средств и всё. Необходимо достигать практических результатов, кардинально повышать эффективность расходов. При этом, если существуют объективные причины для дополнительного финансирования проектов, это должно быть сделано с учётом выбранных приоритетов.

Далее. Какие бы задачи мы ни решали – будь то безопасность на дорогах, лекарственное обеспечение, развитие экспорта, прежде всего, конечно, высокотехнологичного экспорта, – все они требуют чёткого межведомственного взаимодействия.

Нужно выстроить слаженную работу не только между руководителями, но и на уровне коллективов министерств, ведомств, регионов. Избавиться от изматывающего людей бюрократизма, обеспечить быстрое принятие и исполнение решений.

Между тем межведомственное взаимодействие не должно размывать личной ответственности. Всю полноту ответственности за результаты должны нести соответствующие руководители – руководители проектов. Я прошу это чётко зафиксировать в нормативных документах.

И, наконец, ещё один важный момент. Использование проектного подхода не означает, что надо немедленно и радикально менять существующую систему управления. Нам революции в этой сфере не нужны. Нужно всё делать спокойно, взвешенно, рассчитать каждый шаг, с тем чтобы, как говорится, не навредить.

В рамках решения конкретных задач нужно внедрять современные управленческие технологии, распространять, как я уже сказал, лучшие практики, выстраивать механизмы подготовки кадров и привлекать людей с проектным мышлением.

Словом, здесь нужна кропотливая, творческая, неравнодушная работа. Именно тогда реализация проектов будет способствовать повышению качества государственного управления в целом.

Уважаемые коллеги! Обозначу основные подходы к формированию приоритетных проектов.

Первое. Нельзя распылять усилия, браться за пусть важные, но локальные проблемы. Каждый проект должен быть нацелен на ограниченный круг наиболее острых, актуальных, пусть и сложных, задач, решение которых может дать системный позитивный эффект для развития страны, повысить качество жизни граждан. Главное, чтобы цели проектов соответствовали чаяниям, запросам и ожиданиям людей. Только тогда их реализация станет действительно общенациональной задачей.

Второе. Прошу Правительство глубоко, содержательно подойти к формулированию конечных результатов. От этого, без преувеличения, зависит весь ход дальнейшей работы и её успех. Надо максимально чётко и ясно сказать обществу, чего мы хотим добиться. И, конечно, ни в коем случае нельзя морочить людям голову подробным перечислением законов, мер, поручений. Граждане не это хотят услышать.

Результаты должны измеряться позитивными, понятными вещами. Например, снижением очередей в поликлиниках, скоростью оказания медицинской помощи для тех, кто живёт в труднодоступных районах. Условиями ипотеки, которые должны меняться к лучшему, и так далее. Возможностью для каждого проверить и понять, как формируются, например, коммунальные платежи.

Конечно, не все результаты – мы уже с вами, с членами Правительства, обсуждали все эти вопросы, и совсем недавно, – не все эти результаты можно, что называется, «оцифровать». Но эту работу надо сделать по максимуму прозрачной и понятной рядовому гражданину.

Третье. По каждому проекту следует внятно сформулировать, что мы сделаем уже к 2018 году. Одновременно выстроить траектории на среднесрочную перспективу, обозначить задачи, которые должны быть решены к 2020-му и 2025 году. Совсем не значит, что мы должны нивелировать и забыть то, что говорили раньше, забыть те цели, которые мы ставили раньше, к тому же 2020 году. Разумеется, нужно вносить коррективы, которые диктуются самой жизнью.

Четвёртое. Необходимо чётко прослеживать и просчитать все расходы, исключить заведомо неэффективные траты. При формировании федерального бюджета на 2017 год и на период 2018–2019 годов следует обеспечить проекты национального развития финансовыми ресурсами. Иначе всё это сведётся к пустым разговорам и к благим пожеланиям. Сделать это нужно, как уже говорил, в приоритетном порядке, при этом не выходя за границы бюджетной сбалансированности.

И ещё. Решая задачи стратегического развития, формулируя планы на перспективу, конечно, Правительство не должно ослаблять внимание к текущим проблемам. Каждодневная эффективная работа, создание новых возможностей для труда, образования, лечения – лучшая гарантия того, что граждане поверят в успех приоритетных проектов, поддержат их, включая, конечно, реализацию на всех стадиях.

И сейчас хотел бы предоставить слово Председателю Правительства Дмитрию Анатольевичу Медведеву. Пожалуйста, Дмитрий Анатольевич, прошу рассказать, какие направления Вы считаете приоритетными после обсуждения с коллегами и как предполагается организовать эту работу.

Пожалуйста.

Д.Медведев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Президент только что сформулировал смысл проектной работы, новой проектной работы, которой мы будем заниматься, – это концентрация финансовых, управленческих, административных ресурсов на решении наиболее важных задач в экономике и социальной сфере с выходом на ощутимые, реальные результаты.

Такая работа действительно подразумевает более высокий уровень персональной ответственности и, конечно, требует чёткой координации деятельности всех министерств, ведомств, вообще всех структур, которые будут принимать в этом участие.

Конкретные направления работы продиктованы текущей экономической ситуацией и, конечно, также теми целями, которые были заявлены, в том числе в указах Президента от 7 мая 2012 года. Но главное, конечно, это всё‑таки сами запросы людей, видение будущего нашей страны. И такая повестка дня находится вне политической конъюнктуры и является базовой для любой ответственной политической силы.

Основной блок проектов должен быть нацелен на решение самых чувствительных вопросов, тех, которые связаны с созданием комфортных условий для повседневной жизни, для работы. В число наиболее значимых направлений – я об этом уже говорил на съезде «Единой России» и хочу ещё раз подчеркнуть – мы предлагаем включить развитие здравоохранения и образования, повышение их качества и доступности, развитие ипотеки и арендного жилья, жилищно-коммунального хозяйства и городской среды, а также экологию и создание сети безопасных и современных качественных дорог. В отдельное направление также предлагается выделить работу по улучшению ситуации в моногородах. Это вполне оправдано, поскольку в таких местах живёт практически каждый россиянин.

И вторая ключевая задача, на решение которой необходимо чётко сориентировать проектное управление, – формирование более современной, более конкурентоспособной структуры экономики. Если первая часть – это всё‑таки такие отраслевые проекты, то вторая часть инфраструктурная, которая необходима для устойчивого экономического роста.

Для этого необходимо создавать благоприятную среду для малого бизнеса и индивидуального предпринимательства (это один из возможных инфраструктурных проектов), совершенствовать сферу контрольно-надзорной деятельности, повышать производительность труда, стимулировать участие наших предприятий в международной кооперации и наращивать несырьевой экспорт. Это всё возможные направления проектной работы. Их можно было бы зафиксировать на сегодняшнем заседании Совета решением. Владимир Владимирович, я прошу Вас, если это всё получит поддержку, утвердить этот перечень, чтобы в ближайшее время президиум начал по нему практическую работу.

Сегодня мы предлагаем уже не только заниматься такими общими вопросами, а рассмотреть четыре направления из этого перечня: здравоохранение, образование, жилищное строительство и вопросы жилищно-коммунального хозяйства. По ним будут отдельные выступления моих коллег министров, но я бы хотел отметить несколько принципиальных моментов.

Во‑первых, начну с темы здравоохранения. Мы уже в целом предприняли довольно много усилий для развития материально-технической базы здравоохранения за последние годы, она действительно изменилась, появилось современное оборудование в медицинских учреждениях. Таких инвестиций, наверное, наше здравоохранение не видело, если сопоставлять с предыдущим периодом, с такой степенью интенсивности, никогда. Но дело не в цифрах, о чём совершенно справедливо сейчас Владимир Владимирович сказал.

Дело не в том, сколько денег в какой‑то момент было инвестировано, а дело в том, какой результат мы получаем, это касается абсолютно всех направлений проектной работы. Наши граждане должны почувствовать реальное улучшение ситуации. Что это значит в здравоохранении? Самые очевидные вещи – это меньше очередей в больницах и поликлиниках, доступность современных медицинских центров, доступность новых лекарств и методов лечения для любого человека, внедрение новых технологий, причём не эксклюзивное, а именно широкое внедрение.

Мы также рассчитываем на повышение профессиональной компетенции медицинских работников, это ещё одна тема, на которую обращают внимание люди. Как показывает и наш опыт, и мировая практика, такого рода задачи наиболее успешно решаются именно в рамках проектного подхода. Но особенно важно, чтобы проектная работа была организована без ущерба для текущей работы учреждений здравоохранения, включая вопросы лекарственного обеспечения, строительства перинатальных центров и других важнейших направлений, о чём тоже Владимир Владимирович сказал.

Проектная работа не отменяет и не заменяет обычной работы министерств и ведомств по исполнению тех обязанностей, которые на них возложены. Отдельные направления в этом проекте будут, естественно, ещё доработаны, плюс на стыке с этим очевидно, что необходимо развивать нашу фармацевтическую промышленность. Это не совсем проект здравоохранения, он на стыке между здравоохранением и собственно промышленным развитием, но без этого не может быть нормальных современных дешёвых препаратов, которые нужны нашей стране.

Второе. Такого же подхода, который совмещает и проектную работу с базовой повесткой дня, нам нужно придерживаться и в сфере образования. Будем, в частности, продолжать программу строительства новых школ (она рассчитана на среднесрочную перспективу), поддержку высшего образования, в том числе продвижение наших университетов в рейтинге лучших университетов мира, а стало быть, повышение общего качества университетского образования. В фокусе проектного управления будет развитие электронных форм образования, причём на всех этапах образовательного процесса: в школе, в университете, при повышении квалификации, при переобучении. Последнее особенно важно, имея в виду ситуацию на рынке труда.

Ещё одно важнейшее направление – развитие среднего профессионального образования. Речь идёт о внедрении современных стандартов подготовки с учётом нового технологического цикла и о выстраивании полноценного взаимодействия образовательных учреждений с базовыми предприятиями и потенциальными работодателями. Эта деятельность начиналась и раньше, но всё‑таки такого полноценного характера она пока не приобрела.

Третье. Это очень важная, сложная тема – жильё. Нам, прежде всего, сегодня, с учётом экономической ситуации, исключительно необходимо, важно сохранить набранные темпы жилищного строительства, в том числе потому, что это помогает снижать стоимость квадратного метра, а стало быть, делает жильё более доступным для наших граждан. Чтобы привлечь частные инвестиции в жилищное строительство, запущен целый ряд финансовых механизмов, которые свою эффективность в целом показали.

Это прежде всего ипотека. И хотя мы сегодня договорились о цифрах не особенно говорить, потому что не цифры важны, тем не менее отмечу одну позицию. За пять месяцев этого года у нас выдано 322 тысячи кредитов. Это, по сути, 322 тысячи квартир, мы понимаем, или домов, то есть за этими цифрами реальные квартиры или дома. Это почти на 50 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда у нас немножко эти цифры «провалились». Эту динамику, конечно, исключительно важно сохранить. Надеюсь, что проектная работа этому поможет.

И четвёртое, о чём бы хотел сказать. В сфере жилищно-коммунального хозяйства наша главная цель – сделать рынок коммунальных услуг действительно конкурентным, чтобы на нём работали ответственные, эффективные компании, современные компании, прозрачные, с прозрачным механизмом ценообразования и для потребителей, и для поставщиков услуг, а информация аккумулировалась в единой для всей сферы жилищно-коммунального хозяйства информационной системе, потому что очень часто люди жалуются на то, что в информации не разобраться: она сложная либо спрятана таким образом, что не поймёшь, чего и откуда вытекает. Только на этой основе мы сможем избежать необоснованного раздувания стоимости коммунальных услуг. И этот вопрос, конечно, сейчас очень всех волнует.

Несколько слов буквально в заключение о том, как будет организована работа по поручению Президента. В ближайшее время необходимо будет определиться по приоритетам уже в рамках каждого направления, естественно, с учётом того, о чём сказал Владимир Владимирович, этих соображений, о которых я только что доложил, может быть, ещё что‑то появится. Я бы просил исходить из того, что мы будем более гибко к таким вопросам подходить.

Считаю также, что имеет смысл ориентироваться на очень ограниченный набор показателей, понятных, структурированных по уровням ответственности и поэтому легко контролируемых. Потому что чем больше показателей, тем больше запутаться или, наоборот, спрятаться в них, для того чтобы сказать: «Мы хорошо поработали, посмотрите, здесь есть подвижки в лучшую сторону и так далее». Нет, показатели должны быть укрупнённые, чтобы каждому было ясно, за что он отвечает, какими ресурсами располагает и какой результат от него ожидается. Только что об этом сказал Владимир Владимирович в своём выступлении.

И до конца года должны быть отобраны не только конкретные проекты и должна начаться их реализация, но и обязательно должны быть достигнуты хотя бы какие‑то первые результаты, которые мы для себя должны наметить. А в процессе отбора проектов будут те критерии, о которых сегодня говорил Президент. Вся эта работа должна быть встроена, естественно, в бюджетный процесс. Мы скорректируем целый ряд государственных программ, с тем чтобы в проекте бюджета, который осенью будет направлен в Государственную Думу, все эти изменения были учтены.

Ещё раз хотел бы отметить то, о чём говорил Владимир Владимирович. Приоритетные проекты – это не повод требовать дополнительных бюджетных денег. Тем не менее даже в существующих финансовых условиях мы будем направлять средства в эффективные проекты, где они будут работать с максимальной отдачей. Эта проектная работа – в известной степени тест на умение решать поставленные задачи, выделяя приоритеты за счёт других, менее актуальных направлений, умение искать нестандартные решения, отбирать самые эффективные механизмы и, конечно, грамотно и гибко пользоваться имеющимися финансами, использовать современные информационные, управленческие технологии, которые смогут существенно сэкономить и время, и деньги.

Мы действительно занимались подобной работой некоторое время назад в рамках приоритетных национальных проектов. И понятно, что оптимальная аккумуляция ресурсов – это сложная, но решаемая управленческая задача. По каждому направлению также будут выделяться свои приоритеты, которые будут укладываться в эти жёсткие требования. Должна быть также сформулирована и утверждена инфраструктура проектного управления.

Сегодня проводится первое заседание Совета, в ближайшее время я проведу первое заседание президиума Совета. В дальнейшем его заседания должны проходить регулярно, например каждый месяц. В случае необходимости, конечно, по отдельным направлениям совещания в Правительстве будут проходить на еженедельной основе. Предстоит также большая работа по формированию соответствующих проектных офисов в министерствах и ведомствах по подготовке кадров, по информационным ресурсам, которые позволят вести мониторинг проектов в регионах. В Аппарате Правительства соответствующее подразделение уже моим распоряжением создано.

Это повестка дня на ближайшее время; о первых результатах мы планируем доложить на следующем заседании Совета под руководством Президента.

В.Путин: Спасибо большое, Дмитрий Анатольевич.

У меня просьба к Администрации Президента. Я посмотрел, у нас в составе Совета нет представителей профсоюзов. Надо с ФНПР переговорить, и если заинтересованность есть у лидеров, нужно, чтобы они здесь присутствовали. Мы будем обсуждать вопросы, которые непосредственно должны отражаться на жизни людей. Профсоюзы должны быть в составе Совета.

Спасибо большое.

Пожалуйста, Скворцова Вероника Игоревна.

В.Скворцова: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Хотелось бы сказать о том, что за последний период времени благодаря реализации государственной программы развития здравоохранения и комплекса мер по повышению доступности и качества медицинской помощи удалось закрепить все положительные тенденции, которые намечались в демографической политике страны за последние годы. За 2015-й и уже половину 2016 года в стране увеличилась продолжительность жизни, снизилась общая смертность и особенно смертность лиц трудоспособного возраста, детей и беременных женщин.

В то же время мы имеем огромные ресурсы для дальнейшего развития. Важнейшим направлением наших действий является совершенствование системы материнства и младенчества. По данным Всемирной организации здравоохранения, именно показатели младенческой и материнской смертности отражают реальную эффективность национальных систем здравоохранения. Благодаря принятым за последние годы системным мерам, в том числе национальному приоритетному проекту «Здоровье», нам удалось достичь исторического национального минимума по этим показателям и только за последние четыре года снизить их на 29 и 38 процентов соответственно.

В 2016–2018 годах запланирована реализация проекта по достраиванию трёхуровневой системы оказания медицинской помощи беременным женщинам и новорождённым детям в 27 субъектах Российской Федерации с вводом в строй новых 29 перинатальных центров, с изменением логистики оказания медицинской помощи на современную, перемаршрутизацией бригад скорой помощи и подготовкой более 3400 соответствующих специалистов – это врачи-неонатологи, детские анестезиологи-реаниматологи, акушеры-гинекологи и так далее.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

Официальный сайт Президента РФ