В итальянских статьях о вреде ГМО нашли фальсификации

В итальянские СМИ попала информация о расследовании, проводимом Неапольским университетом. Поводом для инициации этого расследования стали научные публикации о вреде генетически-модифицированных продуктов, данные которых содержат признаки подделки, пишет Nature.

Речь идет о результатах трех исследований, проведенных в лаборатории Неапольского университета под руководством ветеринара Федерико Инфашелли (Federico Infascelli). В ходе этих работ ученые изучали потомство коз, употреблявших корм из генетически-модифицированныхо рганизмов (ГМО). Как утверждают исследователи, фрагменты чужеродного гена из модифицированной сои могут проникать через стенку кишечника и выделяться с молоком животного, влияя на развитие вскармливаемого потомства. Эти публикации идут в разрез с результатами многочисленных исследований трансгенной сои, однако выводы Инфасчелли были широко растиражированы противниками ГМО и прозвучали на слушаниях в итальянском Сенате, посвященных разрешению на культивацию в стране генетически-модифицированных культур.

Одно из изображений с признаками подделки. Иллюстрация: Enrico Bucci / slideshare.net

По словам сенатора и нейробиолога из Миланского университета Елены Каттанео (Elena Cattaneo), благодаря которой было начато расследование, всетри материала имели признаки подделки. В частности, она сообщила, что на некоторых иллюстрациях с результатами электрофореза на геле стерты участки изображения. Кроме того, в разных работах Инфашелли публиковались одинаковые изображения с подписями, посвященными разным экспериментам. Каттанео привлекла к экспертизе главу биомедицинской компании BioDigitalValley Энрико Буччи (Enrico Bucci), который подтвердил ее подозрения. Эти вводы были переданы в Неапольский университет, который незамедлительно начал внутреннее расследование.

Ректор университета Гаэтано Манфреди (Gaetano Manfredi)заявил, что расследование должно завершиться до конца февраля 2016 года. Однако его предварительные результаты уже просочились в СМИ. В связи с этим координатор расследования, молекулярный биолог Томмазо Руссо (Tommaso Russo) подтвердил Nature, что в публикациях обнаружены признаки преднамеренных манипуляций с данными.

Расследование привлекло повышенное внимание к деятельности Инфашелли. 14 января 2016 года Буччи опубликовал в Сети анализ трех упомянутых работ, а также еще четырех публикаций Инфашелли, посвященных эффектам ГМО, и реферата защищенной в его лаборатории диссертации. Во всех восьми работах были выявлены признаки подделки, о чем Буччи сообщил главе лаборатории и ректору университета.

Каттанео направила информацию о расследовании в журналы,опубликовавшие отчеты Инфашелли. Один из них — *Food and Nutrition Science *—отозвал публикацию по причине «самоплагиата», однако отметил, что считает инцидент «честной ошибкой». Судьба остальных публикаций пока не решена,официального объявления о завершении расследования не было. Инфашелли отвергает все обвинения в свой адрес, при этом он отказался давать Nature комментарии до окончания расследования.

Электрофорез в геле — стандартная лабораторная методика, позволяющая разделять различные фракции макромолекул с помощью электрического поля. Она широко используется в исследованиях и ДНК, и РНК, и белков.