Ученые выяснили, как стресс разрушает мозг

Исследователи выяснили, как на работу головного мозга влияет стресс. Последний, как оказалось, ведет к нейровоспалению в гиппокампе, что может вызывать, в частности, потерю памяти и эмоциональные нарушения. С выводами исследователей из России можно ознакомиться в журнале Metabolic Brain Disease. В центре внимания специалистов оказалось то, как стресс воздействует на гиппокамп.

Последний является частью лимбической системы головного мозга, участвующей в механизмах формирования эмоций и консолидации памяти. Нервные клетки гиппокампа заняты сбором и обработкой информации, поступающей из других отделов мозга. Ученые обратили внимание на то, что нервные клетки гиппокампа особенно сильно подвержены нейродегенерации. Их гибель и дегенерацию связали с чувствительностью к воспалениям, которые развиваются в мозге под влиянием стресса.

Ученые решили проверить данную гипотезу, используя крыс. Животных поместили в ситуации, при которых они испытывали постоянный стресс. Крысы жили в условиях зашумленности и при этом их периодически били током. В довесок к этому животным приходилось находиться в тесных и узких помещениях.

Анализ мозга показал, что во время подобных ситуаций в гиппокампе накапливаются кортикостероиды – гормоны стресса, которые вызывают воспаления. Причем, как оказалось, если убрать источники стресса, воспалительные процессы не прекращались. Данный вывод был получен на основе анализа выделения цитокинов – противовоспалительных веществ, являющихся молекулярными индикаторами нейровоспаления. Их уровень в гиппокампе оказался высок даже через месяц после того, как крыс перестали подвергать «испытаниям».

Таким образом, влияние стрессогенных факторов на мозг оказалось еще более разрушительным, чем считалось раньше. Нейровоспаление ведет к гибели нервных клеток, что в конечном счете может стать причиной гипертонии, инфаркта и инсульта. Кроме этого, хронический стресс способен привести к деменции и разного рода эмоциональным нарушениям.

Ранее, напомним, другая группа исследователей выяснила, почему постоянные стрессы сокращают человеческую жизнь. Это связали с активностью гена ANK3, воздействующего на физический потенциал организма.