Ученые создали 3D-карту расположения амилоидных бляшек

С помощью метода визуализации, делающего мозг практически прозрачным, исследователи из университета Рокфеллера (США) получили объемную картину расположения скоплений патологического белка — бета-амилоидных бляшек — при болезни Альцгеймера. Статья ученых опубликована в журнале Cell Reports, кратко об исследовании рассказывает журнал Наука из первых рук.

Для визуализации был использован недавно разработанный метод под названием iDISCO (immunolabeling-enabled 3D imaging of solvent cleared organs). Суть метода — в удалении жиров из мозга после смерти человека иди животного. Мозг пропитывают составом, который придает жирам электрический заряд, а потом подвергают воздействию электрического поля с противоположным зарядом. Получается «магнит», который «вытягивает» жир из мозга. Благодаря этой манипуляции он становится практически прозрачным. После чего исследователи окрашивали бляшки с помощью иммунологических методов, и они становились заметными — в целом полушарии мозга мыши и в небольших фрагментах мозга человека

С помощью метода визуализации, делающего мозг практически прозрачным, исследователи получили объемную картину расположения скоплений патологического белка при болезни Альцгеймера.

Оказалось, что у мышей при болезни Альцгеймера бляшки достаточно малы, однородны по размеру и форме и не сгруппированы, в отличие от мозга больного человека, где видна неоднородность, бляшки более крупные, и наблюдаются сложные трехмерные амилоидные структуры. Ученые надеются, что сопоставляя симптомы пациента и посмертную картину распределения в его мозге бета-амилоида, можно будет научиться различать типы болезни Альцгеймера, которая может оказаться не одним, а несколькими состояниями, потому что не всегда количество амилоидных бляшек соответствует тяжести заболевания.