Ученые смогли переключить флуоресцентный белок Dendra2 в красную форму

Российские исследователи не только предложили новый метод для такого переключения, но и показали, что Dendra2 лучше работает именно с красным цветом.

Ученые из Института биоорганической химии РАН и Нижегородской государственной медицинской академии описали новый метод переключения флуоресцентного белка Dendra2 из зеленой формы в красную. Им также удалось доказать, что такая форма полезнее для исследовательских целей. Статья опубликована в Chemical Сommunications, о результатах сообщается на сайте ИБХ РАН.

Белок Dendra2 был создан около десяти лет назад на основе белка Dendra сотрудниками ИБХ РАН. Такие белки способны к существенному изменению флуоресцентных свойств при облучении достаточно интенсивным светом определенной длины волны. Сегодня это один из наиболее популярных инструментов для слежения за белками, клетками, тканями, особенно при проведении флуоресцентной микроскопии сверхвысокого разрешения.

Механизм активации белка светом считался хорошо изученным. Однако год назад исследователи обнаружили, что слабая фотоактивация белка под действием синего света может быть многократно усилена, если одновременно облучить его лазером в ближнем ИК-диапазоне. Это позволяет отказаться от использования фиолетового света, способного нанести вред живым объектам, но требует использования дорогостоящих ИК-лазеров. В новой же работе сотрудники ИБХ РАН и НижГМА обнаружили, что подобный эффект сохраняется и для источников света с существенно меньшей длиной волны в красной области видимого спектра (630–650 нм).

«В ходе исследования нам удалось продемонстрировать значительное увеличение эффективности фотоактивации при одновременном облучении синим и красным светом в живых клетках в условиях флуоресцентной микроскопии сверхвысокого разрешения», — отметил Александр Мишин, кандидат биологических наук, научный сотрудник Лаборатории биофотоники ИБХ РАН. По его словам, недорогие красные лазеры, которые входят в стандартную комплектацию многих микроскопов, делают новый метод фотоактивации доступным широкому кругу исследователей.