Ученые объяснили связь между лекарствами от изжоги и слабоумием

Американские ученые объяснили взаимосвязь между приемом ингибиторов протонной помпы (ИПП) и повышенным риском деменции, инфаркта миокарда и почечной недостаточности. Оказалось, что эти препараты вызывают преждевременное старение эндотелия сосудов, нарушая их функцию. Результаты исследования опубликованы в журналеCirculation Research.

ИИП (омепразол, рабепразол, пантопразол и другие) широко применяются для лечения язвенной болезни желудка, гастро-эзофагеальной рефлюксной болезни (хронической изжоги) и других состояний с повышенной кислотностью желудочного сока. Эти препараты проникают в обкладочные клетки желудка и необратимо ингибируют в них протонный насос (протон-калиевую АТФазу),снижая синтез соляной кислоты. Во многих странах они отпускаются без рецепта как средство от изжоги и боли в желудке. В ряде исследований обнаружилась корреляция их приема с повышенной заболеваемостью деменцией (приобретенным слабоумием), инфарктом и почечной недостаточностью, но причинно-следственная связь выявлена не была, и никаких регуляторных мер по этому поводу не предпринимали.

Сотрудники Хьюстонского методистского исследовательского института,Института Скриппса и Бэлоровского колледжа медицины вырастили клетки эндотелия капилляров человека на питательной среде с добавлением ИПП эзомепразола в терапевтической концентрации. Выяснилось, что при длительном действии препарата нарушается действие протонного насоса лизосом — клеточных органелл, которые переваривают отслужившие структуры, очищая от них клетку. Это приводит к снижению кислотности содержимого лизосом и, как следствие, уменьшению активности их ферментов катепсина-В и фосфатазы.

Из-за нарушенной функции лизосом в эндотелиальных клетках накапливаются белковые агрегаты, мешающие клеткам нормально выполнять свои функции. В частности, в эндотелии синтезируется больше супероксид-аниона (активной формы кислорода, повреждающей биологические макромолекулы) и меньше оксидаазота, необходимого для расширения сосудов. Также эзомепразол уменьшал пролиферацию эндотелиальных клеток, действуя на ингибитор клеточного цикла p21,и нарушал формирование из них капилляров на гелевой подложке.

Кроме того, препарат изменял уровень экспрессии десятков генов, общим итогом чего было ускоренное клеточное старение. В число этих генов входили шесть составных частей комплекса шелтерина (TRF1,TRF2, POT1, RAP1, TIN2 и TPP1), который поддерживает структуру и функции теломер. Под действием лекарства теломеры клеток укорачивались, что ограничивало их способность к пролиферации.

Поскольку от состояния и функционирования эндотелия зависит кровоснабжение органов и тканей, его преждевременное старение под действием эзомепразола является вероятной причиной повышенного риска поражения наиболее чувствительных органов — мозга, сердца и почек. На основании полученных данных исследователи порекомендовали фарминдустрии и надзорным органам пересмотреть специфичность действия и безопасность использования ИПП.